«Золотые мелодии экрана». В. Лебедев, «Песня о любви» из к/ф «Гардемарины, вперёд!»

Вышедший в конце 1980-х годов на советские экраны четырёхсерийный фильм «Гардемарины, вперёд!» имел эффект разорвавшейся бомбы, в одночасье покорив миллионы телезрителей. Что неудивительно, поскольку в нём было прекрасно абсолютно всё: увлекательный сюжет, обаятельные герои, блистательный актёрский состав, красивейшие русские пейзажи, роскошные костюмы, завораживающий дух старины и, конечно, богатое песенно-музыкальное оформление, выполненное единым творческим тандемом, – композитором Виктором Лебедевым и поэтом Юрием Ряшенцевым.

Когда сегодня, спустя многие годы, пересматриваешь этот фильм, невозможно представить, что он мог иметь и другую музыку, и других исполнителей главных ролей. Тем не менее, это факт: изначальные планы режиссёра Светланы Дружининой действительно были иными, и, как водится, лишь цепочка случайностей помогла «Гардемаринам» приобрести тот облик, который все мы знаем. В частности, композитором фильма Дружинина видела исключительно Геннадия Гладкова – однако он предпочёл «Гардемаринам» другую картину – «Человек с бульвара Капуцинов». И тогда для написания музыки к фильму был приглашён ленинградский композитор Виктор Лебедев. Причём Дружинина не скрывала, что долгое время сомневалась в его творческих возможностях, но, услышав результат, поняла, что «нет худа без добра», поскольку написанная музыка «совершенно прекрасна».

В свою очередь, для Виктора Лебедева приглашение в картину стало профессиональным вызовом, и в создание мелодий для фильма он вложил все свои силы и душу. Режиссёр поставила перед ним чёткую задачу: нужны три музыкальные темы – любви, дружбы и разлуки. Лебедев старался не просто выполнить задание режиссёра, а сделать музыку такой, чтобы она «одновременно и трогала, и будоражила».

Не последнюю роль в успехе сыграла и творческая конкуренция: авторам не давала покоя всенародная любовь зрителей к ранее вышедшему фильму о приключениях мушкетёров. «…Все пели «Пора-пора-порадуемся» – и невольно возник момент состязания», – признаётся Лебедев. В итоге между ним и Максимом Дунаевским, написавшим музыку к «Мушкетёрам», получилась «ничья», от которой телезрители оказались в безусловном выигрыше – сразу два фильма с одинаково любимыми песнями, которые, без преувеличения, распевала едва ли не вся страна от мала до велика.

Бесспорно, огромной творческой удачей стало сотрудничество Лебедева и Ряшенцева. Интересно, что первоначальный уговор между авторами был таков, что Лебедев будет писать музыку под готовые тексты – но когда Ряшенцев пришёл к нему с написанным материалом, то оказалось, что музыка тоже уже написана. В итоге наброски Ряшенцева буквально на ходу были «подтекстованы» под имеющиеся мелодии – и получилось шедеврально!

«Песня о любви» среди саундтреков к «Гардемаринам» занимает особое место – всего в нескольких минутах своего звучания эта композиция словно вмещает в себя целиком всю историю отношений Софьи и Алёшки. Кульминацию этой истории – встречу влюблённых в лесу – с теплом вспоминает сыгравшая Софью Ольга Машная. «Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену – снимали через веточки, листочки. Я бегу навстречу Алёше, бегу-бегу, березки-кустики – и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, плёнка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу. И вот я с Алёшей встретилась, обнимаю так, чтобы всего его ощутить, но не целую, а Дима Харатьян удивляется: «Почему? Давай, как в Голливуде!» А мне хотелось не как в Голливуде, а такую настоящую русскую женщину сыграть, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», у которой любовь – это и нежность, и жалость, и страсть. Такой я видела свою Софью. Сняли любовь и «как в Голливуде», и «по-русски». В итоге в картину вошёл мой вариант».

Неудивительно, что после фильма на юных артистов свалилась сумасшедшая популярность. «Если бы я сыграл только эту роль, всё равно искренне считал бы, что не зря выбрал профессию», – с уверенностью говорит сыгравший Алёшу Дмитрий Харатьян.

Впрочем, фильм стал звёздным не только для актёров – для всей творческой команды. Именно «Гардемарины», по собственному признанию композитора Лебедева, вознесли его на музыкальный Олимп и принесли множество наград. Однако это никоим образом не означает, что другие его работы не были успешными: на протяжении своей многолетней карьеры Виктор Михайлович сотрудничал с четырьмя десятками режиссёров и создал произведения, которые звучат более чем в 100 фильмах. Как полушутя говорит композитор, «хоть музыку к фильму теперь и называют замысловатым словом «саундтрек», работа для меня – по-прежнему большое удовольствие».

Мелодия «Песни о любви» из фильма «Гардемарины, вперёд!» звучит в исполнении эстрадно-симфонического оркестра ансамбля песни и танца «Донбасс», дирижёр – Пётр Рыжов.

https://youtu.be/kUXqs1dx208