Ultimate General: Civil War — обзор игры. Ultimate General: Civil War – рецензия Ultimate general civil war продолжение

Так как мы говорим о представителе жанра стратегии, прохождение Ultimate General: Civil War не имеет четкого единого алгоритма, который бы подошел всем игрокам. Более того, для каждого отдельно взятого геймера это самое прохождение будет разительно отличаться в прямой зависимости от его стиля, решений и действий при тех или иных обстоятельствах. Потому, дабы упростить вам ваш путь к победе здесь, мы приготовили ряд рекомендаций, следование которым приблизит ту самую победу.

Первое, на что мы рекомендуем обратить внимание - не стоит гнаться за победой в абсолютно каждом бою, бросая в топку ради достижения этой цели все имеющиеся ресурсы. Игра довольно точно моделирует условия реальной войны, а в таковой важно выиграть не битвы, а всю войну. Возможно, этими самыми битвами кое-где и поступившись ради сохранения ресурсов, как человеческих, так и материальных. Так что если видите, что дела складываются плохо - не стесняйтесь отступать. Потеря контролируемой территории - гораздо менее критично, чем потеря целой армии.

В бою при штурме вражеских позиций используйте всевозможные укрытия, за которыми ваши солдаты бы могли прятаться. Грубо говоря, выполнять прохождение Ultimate General: Civil War, пытаясь продавить врага в лобовой атаке на открытой местности - заведомо плохая идея, так вас просто разобьют. А вот если у вас на пути есть различная растительность, здания и тому подобные преграды - активно ими пользуйтесь, чтобы минимизировать количество жертв.

Еще одна вещь, за которой стоит здесь всегда следить - это репутация. Она влияет на моральный дух вашей армии, позволяет заполучать дополнительные ресурсы в виде солдат, денег, оружия, но ключевое значение ее в том, что она является определяющим фактором вас как генерала, а потому, если у вас будет плохая репутация, вам могут и не дать довести войну до конца.

При организации армии, осуществляя прохождение Ultimate General: Civil War, старайтесь развивать ее постепенно: пока численность войск небольшая, целесообразно сделать так, чтобы она состояла преимущественно из пехоты, являющейся ключевой основой как при обороне, так и при атаке. Остальные аспекты наращивайте по мере увеличения материальной базы, та же кавалерия, например, окажется полезной при разведке местности, но не сможет остановить вражеское наступление. В отличие от пехоты.

Захваченное в бою оружие можно как оставить для вооружения своих сил, так и продать. Однако мы рекомендуем вооружать свои войска именно трофейным оружием, так как покупное обходится уж больно дорого. Следите за тем, каких офицеров назначаете на какие должности, чем больше подчиненных у такого юнита, тем выше ранг у него должен быть, чтобы тот нормально с этой работой справлялся.

О Гражданской войне в США много снято и еще больше написано, но хороших игр в декорациях самого кровавого конфликта в Северной Америке практически нет. Серия Ultimate General, начавшаяся с большой битвы при Геттисберге, ставит своей целью исправить это упущение. И делает она это весьма неплохо.

Гражданская война в США известна, наверное, каждому. Аграрный юг восстал против правления индустриального севера, образовав Конфедеративные штаты Америки. Конфликт был в первую очередь вызван экономическими причинами. Американские регионы в то время были довольно автономными: юг производил сырье, а север его потреблял. А когда в правительстве начали обсуждать налоги на импорт и экспорт, страна разделилась еще сильнее. Вопрос рабства во многом был вторичен, поскольку касался исключительно рабочей силы. Для плантаций на юге рабство было важнее, чем для промышленных прибрежных штатов, где хватало мигрантов. Не говоря уже о том, что в войне на обеих сторонах участвовали и рабовладельческие штаты, и те, которые проголосовали за свободу для всех. Как и многие войны, эта началась из-за денег.

Ultimate General: Civil War - это очень подробный варгейм, который наверняка порадует любителей жанра. Изначально вам в руки дадут лишь два небольших корпуса из нескольких тысяч человек и бросят в бой у реки Булл-Ран. Это, по сути, первое крупное сражение в войне. До него придется поучаствовать в нескольких пограничных стычках, которые служат своеобразной вводной, чтобы не пугать вас масштабами.

Жаль, но хотя в игре и есть историческая кампания, много информации о войне вы из нее не почерпнете. Покажут лишь перехваченные сообщения противника и краткий бриф по ключевым сражениям.

Ultimate General максимально дотошно рассказывает о войне, вплоть до правильного количества солдат и их снаряжения. Учитывая, что армия юга насчитывала миллион солдат, а армия севера - чуть больше двух миллионов, вас ждут действительно большие сражения. Конечно, многотысячных перестрелок не будет, но даже того, что имеется, хватит с головой. Во многих крупных сражениях под ваше управление будет попадать и союзная армия. В результате уже практически со старта под вашим командованием окажутся войска, которыми не стыдно будет управлять даже лучшему генералу.

Даже на легком уровне сложности вам придется очень много планировать и думать. Противник очень грамотно ведет себя в тактическом плане, умеет отступать, маневрировать и атаковать ваши тылы, не говоря уже об обороне. Выбить из города даже небольшой отряд - та еще задача.

У вашего полководца есть характеристики, которые вы будете развивать за полученные в сражениях очки опыта. Параметр «политика», например, увеличит количество получаемых денег, а «рекогносцировка» выдаст больше данных о противнике перед сражением.

Солдаты, которых вы потеряете во время сражения в кампании, будут утрачены навсегда. Восполнять потери придется за счет рекрутов, понижая боеспособность отряда ветеранов. Запас рекрутов, впрочем, тоже не безграничный. Восполнить его можно только за счет громких побед. То есть, кроме тактических сложностей, вы столкнетесь еще и со стратегическими. Кроме того, солдатам необходимо вооружение: пехоте - винтовки, кавалеристам - сабли, артиллерии - новые пушки. Получить новое снаряжение можно, собрав трофеи или закупив его в арсенале за очень немалые деньги.

Снаряжения немного, как и родов войск. Но стоит помнить, что это гражданская война, которая проходила еще на заре промышленной революции. Было бы странно ожидать технологического разнообразия уровня Второй мировой. Да и стороны принципиально ничем не отличаются. Все же, несмотря на автономность штатов, это была одна страна с примерно одинаковыми поставками припасов и оружия. Но даже при небольшом разнообразии войск Ultimate General: Civil War может похвастаться высокой реиграбельностью. Сражения просто интересно проходить заново, пробуя новые тактики. Игра позволяет моделировать сюжеты даже в условиях строгого историзма.

Ultimate General во многом делает ставку на историческую достоверность. То есть, солдаты будут воевать реальными образцами оружия, а в бой их будут вести существовавшие на самом деле офицеры. Поля сражений тоже списаны с настоящих, и вы будете держать оборону примерно там же, где держали ее в 1861-1865 годах американцы.

При этом у Ultimate General есть несколько важных недостатков, которые несколько портят впечатление от игры. Технически Civil War выглядит ну очень посредственно. Статичная карта и схематичность войск создают ощущение, что вы запустили проект родом из середины нулевых. Кроме того, солдаты банально могут застрять на картах. Особенно на локациях со сложным ландшафтом. Есть проблемы и в скорости: на стандартной войска удручающе медленны, а на высокой - слишком быстры. Более тонкой настройки игре явно не хватает. Хотя это все легко исправляется патчами, которых, очевидно, стоит ждать уже в скором времени.

Мне не удалось найти в интернете информации о происхождении и местонахождении студии Game Labs. На своем сайте данные разработчики указали, что они участвовали в создании следующих игр: Darthmod, World of Warplanes, World of Tanks, RaceRoom, Metro и S.T.A.L.K.E.R. Сейчас в разработке находятся проекты Naval Action и This Land is My Land. Однако в данном материале мы рассмотрим стратегию Ultimate General: Civil War, вышедшую летом 2017 года.

Игровой процесс

Игра Ultimate General: Civil War посвящена Гражданской войне в США 1861 - 1865 годов и полностью охватывает весь период данного исторического события. В начале сюжетной компании игроку предлагается выбрать специализацию. Характеристики его генерала настраиваются по нескольким категориям. Сначала нужно выбрать, кем он является: тактиком, стратегом или тыловиком. Затем необходимо определиться с родом войск: артиллерия, пехота или кавалерия. После этого следует выбрать направление развития карьеры: бизнес, армия и политика. Далее нужно определиться со стороной конфликта: Конфедерация или Союз (янки). В финале необходимо выбрать сложность игры: полковник, бригадный генерал или генерал-майор.

В начале компании главному герою необходимо пройти первую обучающую миссию: захватить стратегически важную железнодорожную станцию. Она в полной мере показала тактические возможности игры. На первом игроку получил в свое подчинение всего три небольших отряда, с помощью которых он захватил плацдарм для штурма близлежащего города. После этого к нему прибыло подкрепление, после чего у противника была отбита железнодорожная станция. Однако на этом миссия не закончилась, главному герою пришлось отбивать мощную контратаку конфедератов. Благо вовремя прибыло еще одно подкрепление.

Обучающая миссия не дает никаких поблажек новичку. Принцип один: как щенка забросили в воду, и изволь сам учиться плавать. На первый взгляд это серьезный минус, однако, игрок сразу погружается в атмосферу Ultimate General: Civil War, богатую неожиданными поворотами и быстрой сменой тактического рисунка боя.

После завершения сражения протагонисту начисляются очки карьеры и репутации, деньги и рекруты. Рассмотрим эти параметры более внимательно.

Очки карьеры необходимы для развития навыков главнокомандующего. Они разделяются на несколько групп.

  • Политика влияет на получение доходов и рекрутов в ходе войны.
  • Экономика снижает стоимость покупки нового оружия.
  • Медицина увеличивает число раненых, выздоравливающих после сражения.
  • Обучение дает скидку на найм новых ветеранов при сохранении высокого уровня навыков всего отряда.
  • Организация армии увеличивает численность отрядов, а также количество корпусов, дивизий и бригад в войске главного героя.
  • Тыл увеличивает боезапас, как в повозках снабжения, так и у отдельных бойцов во всей армии.
  • Рекогносцировка повышает уровень разведки, которая передает главному герою сведения о противнике.

Очки репутации позволяют обращаться к правительству за дополнительными ресурсами: деньгами, рекрутами, оружием и генералами.

Деньги необходимы для пополнения бригад, понесших потери во время сражения, а также для закупки нового более совершенного оружия. Им можно перевооружить воинские подразделения. Финансы нужны для пополнения и создания новых корпусов, дивизий и бригад, а также для найма офицеров.

Рекруты требуются для пополнения бригад, а также для формирования новых подразделений.

Стратегическая составляющая в игре представлена в виде упрощенной карты. Да, не шибко богато по сравнению с конкурентами, но вполне функционально. На карте расположены два типа миссий: подготовительные и генеральные сражения.

Рассмотрим вспомогательные бои. Перед началом сражения появляется карта предстоящего боестолкновения, на которой необходимо выбрать одно из подразделений главного героя, которое будет участвовать в предстоящей операции.

В игре Ultimate General: Civil War на каждый тип сражений введен лимит бригад, которые могут в нем участвовать. Я настоятельно рекомендую нашим читателям развивать у своего главнокомандующего такой важный навык, как "организация армии". Благодаря ему можно в относительно сжатые сроки собрать довольно большую армию. В игре есть такие миссии, в которых критически важно количество бригад. Были такие ситуации, когда мне не хватало отрядов, и из-за этого я банально проигрывал, казалось бы, второстепенные бои.

Перед началом сражения проводится брифинг, на котором до игрока доводится детальная информация о предстоящем боестолкновении.

После ознакомительного брифинга необходимо развернуть войска на предстоящем поле боя.

Армия в игре Ultimate General: Civil War состоит из нескольких родов войск.

  • Кавалерия - это мобильные бригады, действующие по принципу "прибыл на позицию, пострелял, переместился на более выгодную позицию". Данный род войск очень специфичный, абсолютно не приспособленный для длительных заруб "стенка на стенку". Кавалерия отлично проявляет себя в глубоких тыловых и фланговых маневрах. Например, когда необходимо обойти основные силы противника и напасть на его артиллерию. Летучие отряды незаменимы при преследовании отступающих бригад соперника. Никто не берет пленных лучше, чем данный род войск.
  • Артиллерия необходима для обстрела вражеских позиций с больших расстояний. Однако данный род войск может постоять за себя и в ближнем бою. Залп картечью по приближающимся врагам производит поистине разрушающий эффект. Большим недостатком артиллерии является ее крайне низкая мобильность, поэтому по мере развития сражения стоит заранее продумывать, куда ее передислоцировать.
  • Стрелки - это элитные снайперские подразделения, способные поражать вражеские бригады с больших расстояний. Помимо меткой стрельбы не меньшим козырем данных отрядов является отменная маскировка. Стрелки, грамотно расставленные на лесистой возвышенности, могут наделать больших бед. Если же бригада попадает в неблагоприятные условия, например, воюет в чистом поле, она все равно способна постоять за себя. Да, потери возрастают в разы, однако стрелки стойкие бойцы и способны держать позицию даже под ураганным огнем превосходящих сил противника.
  • Пехота - это рабочая лошадка абсолютно всех сражений. Она не слишком мобильны, ее бойцы не отличаются снайперскими талантами, однако полный залп пехотной бригады способен выкосить пару сотен солдат у любого противника. Помимо перестрелок этот род войск очень часто ходит в рукопашные схватки. Вообще пехота - это универсальное оружие в руках умелого генерала. Если другие рода войск - это скальпель, которым главнокомандующий проводит тонкие хирургические операции, то пехота - это лом, проламывающий позиции противника огромной огневой мощью и если потребуется, тысячами штыков. Погоду во всех сражениях делает исключительно данный род войск.
  • Повозки снабжения. В любой битве рано или поздно у войск игрока заканчиваются боеприпасы. Их пополняют именно эти подразделения.
  • Генерал корпуса. Данный юнит повышает мораль подчиненных ему бригад в ограниченном радиусе действия. Именно поэтому его необходимо перемещать на самые важные участки сражения.

Большим недостатком игры является то, что нельзя выбирать несколько подразделений с помощью растягиваемой рамки. Вместо этого реализовано управление целыми подразделениями. Например, щелкнув мышью по иконке первой дивизии, расположенной внизу экрана, игрок выбирает все подразделение: бригаду стрелков, четыре бригады пехоты и артиллерию. Зажав левую кнопку мыши, можно задать местоположение и боевой порядок данной дивизии. В принципе это удобный способ управления, избавляющий игрока от необходимости отдавать команды отдельным бригадам. Правда, в пылу сражения все равно приходится уделять внимание некоторым отрядам, чтобы не упустить из рук ход сражения.

Важную роль в битвах играеи мораль солдат. Если она падает ниже критического уровня, то бригада спасается бегством с поля боя. На данный параметр сильно влияют командиры отрядов. Пока они живы, с моралью все относительно в порядке. Однако если они получают ранение или погибают, вся бригада обращается в бегство. Правда есть очень важный нюанс: через короткий промежуток времени отряд восстанавливает мораль до приемлемого уровня и возвращается в бой. Воюет он недолго и вскоре снова бежит. Но спустя некоторое время снова возвращается. Из-за этого сражения зачастую превращаются в эдакие качели, когда целые дивизии бросают, а затем вновь отбивают утерянные позиции.

Деморализованная бригада окончательно выходит из сражения только в двух случаях:

  • когда полностью разбита и мораль ее солдат упала до нуля и ниже;
  • когда попадает в плен в полном составе, вернее в том, что от нее осталось после жаркой схватки.

Подготовительные бои длятся, небольшой промежуток времени: от 20 до 30 минут. Перед началом генерального сражения необходимо проходить все предварительные миссии. Благо их немного, как правило, две, и они дают следующие бонусы:

  • сокращают численность вражеской армии в генеральном сражении;
  • позволяют пополнить, развить и перевооружить армию главного героя.

Генеральные сражения отличаются от подготовительных боев несоизмеримо большим масштабом. Они длятся по два - три часа, состоят из нескольких этапов и в них участвуют огромные армии: по нескольку десятков тысяч человек с каждой стороны. Именно в генеральных сражениях раскрылся талант создателей Ultimate General: Civil War. Сразу видно, что они фанаты истории. Все важные сражения Гражданской войны США воссозданы с доскональной тщательностью, доходящей до маниакального увлечения деталями отдельных участков сражений.

Из-за этого все генеральные битвы воспринимаются как динамичный экшн, с огромным количеством драматических поворотов. В некоторых сражениях дело доходило до курьезов. Так, например, в начале боя я наголову разбил превосходящие силы противника. Однако уже на следующем этапе сражения пришлось срочно отступать на новый оборонительный рубеж. Иначе все мои войска могли попасть в окружение. Выглядело это приблизительно так: бег вприпрыжку через огромную карту. Причем зачастую мои бригады передвигались чуть ли не вперемешку с подразделениями противника. В финале второго этапа сражения вся эта сумасшедшая катавасия докатилась до заранее подготовленного рубежа обороны, и мне чудом удалось первым занять редуты.

В большинстве случаев после сражений войска главного героя несут большие потери и их необходимо восполнять. Важным источником восстановления численности бригад является навык главнокомандующего "медицина". Чем лучше он прокачан, тем больше солдат выздоравливает и возвращается в строй. Очень важный момент, восстанавливаются не только новобранцы, но и ветераны, вербовка которых стоит очень дорого.

Для восполнения безвозвратных потерь необходимо нанимать новых бойцов. Для этого нужны деньги и рекруты. Рекруты бывают двух типов:

  • новобранцы - это необстрелянные солдаты, только прибывшие из учебки;
  • ветераны - это самые ценные бойцы, повидавшие на своем веку не одно сражение.

Естественно при найме ветераны стоят в разы дороже, чем новобранцы.

При пополнении бригад в игре соблюден баланс между этими типами рекрутов. Не получится нанять во все войска исключительно одних ветеранов. На это не хватит никаких денег. И наоборот, невозможно задешево набрать только новобранцев. Банально не хватит рекрутов. Поэтому необходимо подходить к этому вопросу максимально рационально: набирать ветеранов в наиболее опытные бригады, участвующие во всех сражениях. Новобранцами стоит укомплектовывать второстепенные подразделения, выступающие резервом только в генеральных битвах.

По тому же принципу в Ultimate General: Civil War создаются новые отряды.

Все бригады во время сражений накапливают опыт. После достижения определенного уровня для них можно выбирать навыки, увеличивающие их боеспособность. Например: курс стойкости, обучение меткой стрельбе, снайпер, тыл и так далее.

Также в игре "прокачиваются" командиры бригад. Правда, они не получают навыков. Вместо этого им присваиваются очередные воинские звания. Так боевой офицер может дослужиться от капитана до генерал-майора. Чем выше звание у командира, тем боеспособнее его бригада.

Еще одним важным элементом проекта является арсенал. В нем можно покупать новые образцы оружия для любого рода войск, а затем перевооружать им отдельные подразделения. За счет этого бригады увеличивают свой боевой потенциал.



На этом я завершаю краткий экскурс по геймплейным особенностям Ultimate General: Civil War и желаю нашим читателям, решившим поиграть в данный проект, многих часов увлекательного и интересного времяпрепровождения.

Заключение

На первый взгляд Ultimate General: Civil War является бюджетным клоном игр знаменитой серии Total War. В проекте полностью отсутствует интерактивная стратегическая карта. Бои в тактическом режиме не столь красочны и в них минимум спецэффектов. Да и анимация в игре далеко не 3D.

Однако поиграв в Ultimate General: Civil War несколько часов приходит понимание того, что данное сравнение не уместно. Проект полностью посвящен истории Гражданской войны в США, причем упор делается на боевые будни армии. Игрок начинает сюжетную компанию с небольшой дивизией, состоящей из нескольких недоукомплектованных бригад. По мере ее прохождения его войско дорастает до нескольких корпусов, укомплектованных несколькими десятками полновесных бригад. И на протяжении всей игры он участвует во всех важных аспектах развития своей армии: сражается в небольших боях и грандиозных битвах, пополняет, перевооружает и создает новые бригады, развивает навыки у главнокомандующего и простых солдат. И делает много чего еще.

Стратегическая карта в игре выполнена в классическом стиле: игрок сам выбирает нужные ему миссии, как, например в Command & Conquer 3: Tiberium Wars.

Битвы в Ultimate General: Civil War уступают последним играм серии Total War в красочности и анимации войск. Однако в плане динамичности, проработанности и напряженности сражений данная игра значительно проработаннее знаменитых конкурентов. Генеральные битвы состоят из нескольких этапов и порой в них происходят абсолютно непредсказуемые события.

Отдельно стоит отметить исторических консультантов, помогавших создавать данный проект. В игре Ultimate General: Civil War кропотливо воссозданы важные события Гражданской войны в США 1861 - 1865 годов. Особенно тщательно и до малейших деталей реконструированы все генеральные сражения этого конфликта.

Графика в игре не блещет своей технологичностью, она откровенно упрощенная. Однако художники и дизайнеры постарались на славу, окружение и особенно сражения в Ultimate General: Civil War, полностью погружает игрока в атмосферу проекта.

Любителям истории однозначно стоит обратить внимание на эту игру. Нигде больше я не видел столь скрупулёзно воссозданных исторических событий. Поклонникам стратегий также не стоит проходить мимо. Игра наверняка им понравится за счет динамичных и порой непредсказуемых сражений.

Итоговые оценки :

  • Оценка игры - 8.
  • Оценка графики - 6.

Дмитрий Прилепских aka Phoenix

Благодарю за помощь в подготовке материала к публикации: donnerjack .

  • Ultimate General: Civil War – тестирование производительности
    Сводное тестирование одиннадцати видеокарт и шести процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.

Изучаем интерфейс хардкорного тактического варгейма

Другие гайды:

    Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре Ultimate General: Civil War - гайд по стратегии и тактике

Введение

14 июля 2017 года свет увидел официальный релиз хардкорной тактической стратегии Ultimate General: Civil War . Жанр RTS, да еще и с приставкой «варгейм не для всех», практически исчез с наших мониторов. Поэтому для поклонников жанра каждый выход такой игры - как вспышка сверхновой на небосводе. Даже если продукт глубоко вторичен. Не стал исключением и наш пациент.

Тем более что предыдущий опыт производства варгеймов «с человеческим лицом» у компании Game-Labs уже был - Ultimate General: Gettysburg . А теперь тех же щей, только больше и лучше - не одно из сражений Гражданской войны в США, а полностью весь конфликт с 1861 по 1865 гг. Игра просто обязана была стать культовой в среде фанатов военных стратегий.

В России продукт тоже завоевал определенную популярность, хотя касался достаточно чужой для нас темы противостояния Юга и Севера, плантаторов и промышленников США. Низкий порог вхождения, увлекательный геймплей и детальность проработки эпохи позволили приобщиться максимальному количеству игроков. А военные стратегии, да еще и в историческом антураже, у нас любят! К тому же очень скоро поползли слухи об использовании движка для реконструкции наполеоновских войн.

Историческая справка

Гражданская война 1861-65 гг. в США являла собой конфликт переходного типа, когда стремительно набравшая силу индустриальная революция начала глобально менять мир, что отразилось и на поле боя. Поэтому архаика в виде дульнозарядных фермерских ружей там соседствовала с казематными пушками, парусные фрегаты бодались с броненосцами, а железные дороги и бронепоезда стали решающим фактором в логистике сражений. Пулеметы Гатлинга скоро поставят под сомнение целесообразность плотных пехотных построений, а золотой век кавалерии уже минул…

Политическая предыстория противостояния слишком запутана для граждан нашей страны, поэтому ее можно выразить одной фразой: «Миром правят деньги». Так получилось, что основной поток прибылей в нарождающееся государство обеспечивали хлопковые плантации юга. А где финансы, там власть и амбиции. Для стремительно модернизировавшихся северных штатов это был вызов, и столкновения было не избежать. Причем рабство в этой истории никогда не стояло даже на десятом месте, в списке причин, побудивших начать войну. Более того - его отменили много после начала собственно конфликта, а некоторые плантации под руководством северян работали вплоть до победного конца.

Эта война стала первым наглядным пособием, что сражения теперь ведутся не столько людьми, сколько экономиками. Южане, обладавшие хорошим офицерским корпусом и мотивированными рекрутами, хорошо начали, но уже ближе к середине сдулись под превосходящим натиском федералов. Морская блокада окончательно поставила крест на процветании Конфедерации. Мораль сей басни такова - индустриально развитое государство всегда победит аграрное.

Это был довольно кровопролитный конфликт, который унес жизни более 500 тысяч человек

Настройка кампании

В главном меню вас ждет выбор из трех пунктов:

    «Кампания» . Здесь вы сможете пройти сюжетные миссии в хронологическом порядке, начиная от первого Булл-Рана и заканчивая штурмом Вашингтона, в рамках динамической кампании. Выиграть за Конфедерацию вам не дадут - историзм соблюден.«Исторические битвы» . Для тех, кто не хочет заморачиваться микро и макроменеджментом, предпочитая сразу окунуться в исторически реконструированные бои. Тут на выбор представлены все значимые и крупные сражения той эпохи.«Пользовательские сражения» . Коммьюнити игры небольшое, но очень активное. Активисты уже наклепали кучу годных карт и сценариев на все мало-мальски известные эпизоды войны.

Нас, понятное дело, интересует кампания. Для начала вам предложат создать свое генеральское альтер-эго, где вы последовательно ответите на вопросы, по какой специальности вы закончили главную военную академию страны Уэст-Поинт, какими родами войск командовали в мексиканской войне и какую карьеру сделали после войны. Все это даст вам определенный стартовый набор умений, который можно отсортировать по следующим пунктам:

    Политика - определяет сколько золота и рекрутов вы получите за проведенные сражения.Экономика - влияет на цены в магазине.Медицина - определяет, сколько будет погибших и какое количество раненых солдат смогут вернутся в строй сразу после боя.Обучение - чем выше значение, тем дешевле пополнение ветеранами.Организация армии - увеличивает максимальную численность армии.Тыл - увеличивает количество боеприпасов.Рекогносцировка - показывает информацию о количестве, качестве и даже планах противника (объем данных растет с каждым уровнем).

Карта кампании, на которой появляются миссии

Новичкам рекомендую выбрать в самом начале «Стратег» (+1 к организации армии, +1 обучение), затем «Артиллерия» (+2 тыл, +2 медицина) и «Политик» (+3 политика, +1 экономика). В такой комплектации можно неспешно развернуть армию в стартовых сражениях. По мере прохождения кампании вы будете получать очки карьеры, которыми продолжите улучшать свои умения. Первым делом качайте «Политику» и «Медицину», чтобы получать максимум рекрутов и золота. Ведь именно их не будет хватать всю игру, чтобы сформировать полноценные соединения. Следующими на очереди идут «Обучение» и «Организация армии» - первое умение нужно для создания опытных отрядов, второе - для увеличения численности бригад, дивизий и корпусов. Остальное уже не особо нужно, а на рекогносцировку можете вообще забить - save & load вам в помощь.

Затем от вас потребуют определиться со стороной. Для новичка легче играть за Союз, так как тут дают больше ресурсов и сражения в основном оборонительного плана. За Конфедерацию зато бьются культовые генералы, бригады стартуют сразу с одной звездой опыта, правда сражаться труднее. Выбирать конечно вам, но первая миссия за янки с бронепоездом чересчур сложная, в отличие от дикси с их штурмом Потомакского форта.

В магазине можно закупиться новинками оружейного мира

Интермиссия

После прохождения первой миссии вы попадаете на межмиссионный экран, где происходит основная подготовка к предстоящим боям, реорганизация армии и трата заработанных ресурсов. Внизу расположены закладки:

    «Армия» . Основная закладка. Здесь формируются, пополняются и прокачиваются бригады, создаются новые дивизии и корпуса, назначаются офицеры.«Арсенал» . Военный магазин, где можно закупить новое вооружение и продать трофейное.«Казармы» . Тут происходит наем и содержание офицеров. Можно узнать кто в резерве, а кто ранен и находится на отдыхе.«Карьера» . Получаемые после прохождения миссий очки карьеры распределяются по таблице умений (см. выше).

В правом верхнем углу находятся цифры в лавровом венке. Это ваша репутация, которая зарабатывается в успешных боях. Чем ее больше, тем более воодушевлены солдаты под вашим началом. Правда, после достижения 100 очков она перестает копиться. Но это только один пласт применения своей известности. Рядом с венком находится значок Капитолия, нажав на который можно за очки своей репутации попросить помощи от властей. Прислать, допустим, дополнительных рекрутов, или какое-нибудь экзотическое оружие, ну или подсобить выдающимся генералом.

В самом верху присутствует гигантская плашка «Карта сражений», где вы выбираете доступные миссии. Выполнять задания лучше согласно исторических дат - каждый этап подразделяется на два небольших сражения и одно крупное. Причем если вы прошли масштабную битву, то маленькие запустить уже будет нельзя. Поэтому лучше выполнить сначала их, получить всю причитающуюся плату, прокачать войска, а затем только ввязываться в решающее сражение. Отличить небольшое столкновение от крупного довольно просто - за последнее больше дают (деньги, рекруты) и оно, как правило, историческое.

Полная диспозиция при прокаченной рекогносцировке

Тактический интерфейс

После распределения ресурсов и обмундирования вас перебрасывает на тактическую карту, где и будет происходить само сражение. Изначально вам дается диспозиция и боевые задачи, которые необходимо выполнить. Но особо доверять этим данным не стоит - в ходе битвы все может поменяться по сто раз, поэтому просто держите цели миссии в голове и реагируйте на ситуацию исходя из потребностей. В фазе расстановки вам предложат выбрать и расположить бригады. Если корпус не влезает в стек миссии, то можно пощелкать по иконкам внизу и выбрать нужный состав войск на текущую операцию.

Управление войсками достаточно интуитивное и простое. Основные принципы взяты из классических RTS - ЛКМ выделяем, ПКМ отправляем в бой. Добавились интересные возможности: если выделить бригаду и зажать ЛКМ, можно прочертить линию маршрута, что очень удобно для заковыристых маневров; если зажать ПКМ, то можно задать разворот полка в точке прибытия. А когда выбрано несколько подразделений, то по зажатию можно прочертить линию фронта, которую солдаты займут без промедления, например - для обороны. И да - пользуйтесь тактической паузой, чтобы успеть раздать приказы. Здесь не мышекликер, а довольно вдумчивая стратегия.

Снизу расположены основные кнопки. Там выставлены режимы передвижения (держать позицию, бег, отступление), стрельбы, «в атаку!» (рукопашный бой), спешивания для конников и выделения из строя застрельщиков. Все это довольно просто и разобраться не сложно. Периодически поглядывайте на миникарту в углу - там можно ухватить суть всего, что происходит в бою вне зоны вашего зрения. В правом верхнем углу отображены ваши цели и таймер их выполнения. Помните, что бой может продолжаться и после завершения отсчета времени, если компьютер думает, что не все силы потрачены.

Сбоку слева находится информационная панель, где всегда можно узнать как общий, так и детальный обзор ваших юнитов. Если никто не выделен, то окошко сообщает общекорпусную инфу: общее количество солдат, снабжение, моральное и физическое состояние, процент потерь в бою. При клике на бригаду высвечивается командир, количество потерь и убийств, снабжение и перезарядка, помимо шкалы духа и кондиции присутствует параметр «укрытие», который дает понять, насколько ваши солдаты прикрыты от вражеского огня. Нажав «i» на этой панели, вы погружаетесь в более подробные характеристики, в том числе тип вооружения и его ТТХ. При наведении курсора на подразделение можно по всплывающей иконке узнать краткую информацию, в том числе процент заметности на местности.

По началу интерфейс игры пугает и завораживает. Но на самом деле все просто, доступно и наглядно. Даже когда я осваивал дорелизную версию, в которой не было русского языка, то уже через несколько часов довольно бодро руководил среднего масштаба операциями. Сложность и глубина здесь приходит со временем и это несомненный плюс продукта. В следующем гайде мы расскажем вам о типах и родах войск, а также поведаем - как их правильно формировать и комплектовать.

Начало кампании за Конфедератов

Вступление

Итак, заметил, что в стиме нет русскоязычных гайдов по этой замечательной игре, поэтому решил в силу своих знаний и способностей изложить накопленный опыт, надеюсь, что кому-то поможет.

NOTE: Я ни в коем случае не считаю себя гением этой игры. Вполне допускаю, что мои познания примитивны, а тактика очевидна. Впрочем, как говорится, "на безрыбье..."

Общие советы

Обучение - боем

В игре нет обучения как такового. Поэтому лично я советую учиться посредством исторических сражений.

Почему?

  • В отличие от кампании, Вам не придется лично заниматься подбором юнитов для сражения. Это поможет на первых порах сконцентрироваться чисто на самих битвах.
  • Вы сможете начать с простейших битв и перейти на более сложные, в то время как в кампании провал первой миссии означает поражение во всей кампании.
Какие битвы лучше всего подходят?

Лучше всего начать с оборонительных. ИМХО, идеальный вариант тут - Битва при Фредериксберге за Конфедерацию. В общем то, она настолько простая, что практически не требует никаких навыков + в кач-ве бонуса, у конфедератов большое количество кавалерии, что позволит сразу осваивать ее использование.

Чуть по сложнее - Битва при Энтитеме , опять же за Южан. Опять же оборона, но уже требует активных действий.

В завершение можно пройти ту самую Битву при Геттисберге . Да, за Южан.

Не используйте ускорение

Не бойтесь начинать заново

Официальный FAQ уверяет, что игра устроена таким образом, что вы не обязаны побеждать в каждом бою. Может и так, но победа всегда лучше. Помимо очевидных причин (поражение, ничья) поводом перезапустить задание могут быть большие потери, попытка изменить тактику.

Важно для "больших сражений"!: Вы не будете точно знать сколько этапов большого сражения вам предстоит пройти. Иногда Вы можете положить сотни солдат ради взятия позиции, которую в следующем этапе придется оставить, либо, напротив, взять ее будет уже проще.

Следите за уровнем репутации

Репутация используется двумя путями: либо в качестве бонуса для боевого духа, либо как "валюта" для выклянчивания у правительства некоторых плюшек, например дополнительные деньги, новобранцы, пушки, винтовки, командующие.

В бонусе к боевому духу я не вижу смысла вообще , посольку, во первых, у репутации есть лимит в 100 очков, поэтому достигнув его ваши будущие победы будут уходить в никуда. Во вторых, если вы хорошо воюете, ваши солдаты и так не побегут (спасибо, кэп).

На что лучше тратить очки репутации? Я тратил их в первую очередь на дополнительные деньги и людские резервы. Иногда - на генералов. Пушки не покупал ни разу. Один раз, перед штурмом Ричмонда за северян закупил топ винтовки.

Боеприпасы - наше все

Израсходовав боеприпасы юнит сильно теряет в боеспособности. Как ни странно, полностью стрелять юнит не прекратит, это лишь приведет к серьезному штрафу к скорости перезарядки. Можно вкачивать характеристику "тыл" у командующего для бонуса к боеприпасам, но гораздо лучше просто закупать больше снабжения. ~25000 для каждого корпуса должно хватать за глаза

Не ставьте время во главу угла

Хотя на все битвы в игре отведено время, оно далеко не всегда беспощадно. Проще говоря, когда таймер дойдет до отметки 0, чаще всего у вас будет определенное количество времени завершить сражение в вашу пользу.

ВАЖНО! Некоторые сражения могут завершиться раньше времени, если вы достигнете нужных целей быстро. Напротив, бывает и так, что сражение не закончится даже если вы уже захватили нужные позиции и даже разбили врага на 100%. Пример ниже - битва при Колд-Харбор за северян. Враг уничтожен полностью, а битва еще идет.

Стационарные укрытия - не лучший выбор

Исходя из опыта кампании могу сказать, что стационарные (напр. заборы) укрытия хуже "естественных" типа зданий или леса. Лес - вообще лучшее укрытие. Один из главных минусов стационарных укрытий это то, что находясь в них отряд получает значительный урон к морали при обстреле сбоку или с тыла. Фактически, можно выбить пехотную бригаду при одном-двух залпов. Второй момент технический и, вероятно, в будущем будет исправлен - зачастую пехота перестает стрелять из укрытия залпом. Резюмируя - советую всегда строить оборону от лесных массивов и стараться избегать стационарных укрытий если есть такая возможность.

Будьте внимательны к условиям победы

Следует всегда учитывать условия, которые необходимы для определенного исхода боя. Помимо очевидных (захвата стратегических точек) есть еще и такие, как, например не допустить потерь определенного процента армии, либо, напротив, уничтожить бОльший процент войск противника, чем потерял сам. Также следует учитывать, что иногда для победы не обязательно захватывать все точки, но правило действует и наоборот - потеря одной точки в последний момент боя будет считаться поражением. Условия победы можно посмотреть в правом верхнем углу экрана.

Совет: никто не мешает и вам захватить точку в самый последний момент. Хотя практически всегда после захвата точки, ее необходимо удерживать некоторое количество времени, зачастую захват ее в последнюю секунду помогает выиграть бой.

Начало кампании

Биография командующего

Для начала мы выбираем несколько особенностей биографии нашего генерала (читай - нас самих), которые зададут несколько параметров на старте. В принципе, глобального значения не имеет, т.к. по завершении кампании вы прокачаете практически все характеристики, но я бы все же советовал пойти следующим путем:
Тактик (+1 к организации и +1 к разведке) > Кавалерия (припасы +1, разведка +3) > Политика (политика +3, экономика +1)

Почему именно так? У нас на старте сразу будет 4 пункта разведки. Собственно, начиная с этого момента про эту характеристику можно забыть вообще. Функция разведки в этой игре - инфа об армии противника, т.е. непосредственно на ход боя она не влияет никак. Но, например, с 3 очками разведки ползунок в верхней части экрана будет серым, и Вы не будете иметь представления о том, у кого на данный момент численный перевес, а эта информация бывает важна.

Выбор фракции

Собственно, Союз (северяне) и Конфедерация (Южане)

Глобальной разницы между ними нет, так что в основном доверьтесь зову сердца. Впрочем, сказать что разницы нет вообще я тоже не могу.

  • Если говорить совсем в общих чертах, то за Северян больше заданий на оборону, соответственно за Южан больше миссий на наступление. Причем, говоря про последних, есть пара сражений, когда вы сначала защищаетесь, а потом контратакуете. Не всегда это такая уж простая задача.
  • За северян чуть больше денег и личного состава.
  • У южан нехватка людей компенсируется опытом - [если назначен опытный командир] бригада начинает с уровнем 1 звезда.
  • В некоторых миссиях северянам помогает флот.

Характеристики полководца

В качестве примера - характеристики моего полководца перед последним сражением кампании за Союз - битву за Ричмонд
Итак, по списку:

  • Политика - влияет на то, сколько плюшек нам дадут за победу в сражении
  • Экономика - влияет на скидку на закупаемое оружие
  • Медицина - влияет на количество солдат, которые выживут после боя
  • Обучение - влияет на скидку на пополнение бригад ветеранами
  • Организация армии - влияет максимальную численность армии
  • Тыл - влияет на количество боеприпасов у юнитов.
  • Реконгосцировка - влияет на наличие данных о враге
Итак, рассмотрим более подробно, от самого нужного, до самого ненужного (на мой взгляд)
Медицина - самая нужна вещь. При прокачке ее на максимум, у вас будет восполняться 20% от ваших потерь. Во-первых, это важно для ветеранских полков, поскольку помогает сэкономить на пополнении. Во-вторых, вам приходится тратить меньше людских ресурсов после боя на восстановление потерь. Один профит.
Политика - на самом деле важный параметр, поскольку при прокачке его на максимум и успешного освоения навыков ведения боя, вы после каждого сражения за счет полученных ресурсов будите выходить в плюс, таким образом наращивая общую численность армии
Организация армии - нет смысла тратить на нее очки карьеры, пока вы полностью не укомплектуете уже юмеющиеся корпуса>дивизии>бригады. Нужно улучшать постепенно, по мере прохождения игры. Хотя у меня этот параметр остался на отметке 9, все равно он остается одним из важнейших.
Обучение - скидка на ветеранов нужна для того, чтобы проще было доводить отряды до статуса элитных (3 звезды).
Экономика Скидка на оружие нужна ближе к концу игры с тем, чтобы закупать лучшее оружие для элитных дивизий
Тыл - в конце, когда будут лишние очки карьеры, можно немного улучшить. В целом, если вы, следуя моему совету, закупаете снабжение в количестве ~25000 на корпус, то особого смысла в прокачке этой характеристики нет.
Реконгосцировка - если вы следовали моему совету по биографии полководца, то на начало игры у вас уже достигнут 4 уровень оной, и, как видите, к концу игры он таковым и остался.

Собственно, я осознанно не пишу пошагово какие характеристики улучшать, поскольку это довольно индивидуально.

Обзор юнитов

Царица полей. Костяк вашей армии и ее основная живая сила. 90% вашей армии будет состоять из нее. По своим задачам универсальны - могут успешно сражаться против любого другого юнита.

HINT: у пехоты есть возможность в ходе боя выделить из своего состава отряд легкой пехоты. Это можно использовать двумя способами

  • Отправить застрельщиков к снабжению, таким образом пополняться боезапас будет и у них, и у самой бригады
  • В некоторых ситуациях, вместо того чтобы прорываться к необходимой позицией всей армией, можно просто пробежать туда этим взводом.

Легкая пехота (застрельщики)

Основная цель - небольшие вылазки на врага с целью затормозить его, нанести определенный урон. В больших перестрелках лучше чувствуют себя во вспомогательной роли. Условно застрельщиков можно поделить на 2 типа: с дальнобойными винтовками и скорострельными. На мой взгляд скорострельность - это не про этих ребят, учитывая что и дальнобойные винтовки они заряжают быстрее обычной пехоты, а радиус у скорострельных винтовок на порядок хуже.

Кавалерия

Основная цель - захват вражеского снабжения, ликвидация артиллерии. Переодически - отвлечение отрядов противника. Реже - борьба с застрельщикам. Очень редко - добивание отступающих (да, как бы дико это не звучало. Отступающий отряд пехоты из 1000 человек в один прекрасный момент передумает, и начнет раздавать вашим кавалеристом неиллюзорных пестонов).

Собственно, как и застрельщики, делятся на 2 категории, но уже более различные:

  • классические коняшки с саблями
  • драгуны, то есть товарищи с винтовками.
Какие лучше - тут уж на чей вкус. У драгун функционал больше, хотя бы потому что могут спешиться и выступать в качестве застрельщиков. Но, как можно догадаться, такой юнит требует контроля.

Артиллерия

В неумелых руках бесполезная хрень, в умелых - бог войны. Многие, кто начинает играть жалуются, что артиллерия сносит по несколько человек с залпа, следовательно - юзлесс. На самом деле в чем они работают 100% - это снос морали. Второй момент - их количество. Да, артиллерия будет вторым по численности составляющим армии, но ударной силой не будет в любом случае как минимум в силу слабой мобильности. Для эффективного использования должны быть ВСЕГДА как можно ближе к передовой, будь то оборона или наступление, ибо в ближнем бою переходят на картечь, и вот тогда уж реально творит чудеса.

Состав армии

Ваша армия состоит из корпусов. Корпуса состоят из дивизий. Дивизии состоят из бригад. Количество корпусов, дивизий, бригад дивизий и, наконец, численность самих бригад зависит от одной характеристики полководца - организации.

Максимальная численность бригады по типам юнитов

  • Пехота - 2500 чел.
  • Застрельщики - 500 чел.
  • Кавалерия - 750 человек.
  • Артиллерия - по 25 человек на орудие того - максимум 600 человек (24 орудия)
Теперь поговорим о командирах. Хотя игра изобилует от исторических персон той эпохи, каких либо персональных характеристик у них нет. На эффективность бригад непосредственно влияет командир бригады, чуть меньше - командир дивизии. Эффективность зависит от звания. Если быть еще точнее, от звания зависит эффективность командования бригадой определенной численности. Теперь по подробнее.

На должность командира корпуса советую назначать полководцев званием не ниже генерал-майора, на должность командира дивизии хотя бы бригадного генерала. С бригадами несколько сложнее.

Обычно при формировании новой бригады я исходил из следующих установок:
Пехотная бригада - 1600 человек - подполковник
Застрельщики - 350 человек - майор
Кавалерия - 500 человек - майор
Артиллерия - 12 пушек - капитан.

Важно помнить, что звание в этой игре не статично, т.е. полковник, который на 99% набрал опыта на звание бригадного генерала, может вполне успешно командовать бригадой из 2400 человек, а не из 2000, как я обычно устанавливаю для полковников. В целом, корреляцию между соответствием звания командира и численностью его бригады лучше всего отслеживать при ее пополнении в графе "эффективность". Если она начнет уходить в минус, будет примерно такая картина:

Состав дивизии

Лично я укомплектовываю дивизии по следующему принципу:
Для первой дивизии первого корпуса: 1 арт. бригада, 1 бригада кавалерии, 4 пехотных бригады.
Для второй дивизии и третьей дивизии первого корпуса: 1. арт бригада, 1 бригада застрельщиков, 4 пехотных бригады.
Для всех последующих: 1 арт. бригада и 5 пехотных.

Например, вот состав первого корпуса перед финальным сражением

И, для большего понимания, состав второго корпуса

Вооружение

На протяжение игры Вы будете открывать новые, более совершенные виды оружия. Его арсенал варьируется от примитивных мушкетов до многозарядных винтовок Спенсера. Впрочем, последними вооружить не получится даже одну целую бригаду из 2500 человек.

Собственно, ответ на вопрос чем вооружать - прост до безобразия. Лучшие винтовки, с большей эффективностью и лучшей скоростью перезарядки закупайте на вооружение для самых опытных бригад. Новоборанцам выдавайте оружие похуже.

ВАЖНО! Самая худшая в игре винтовка (мушкет) Farmer - не закупайте своим солдатам никогда. Если вы играете за южан, то ее минус будет состоять в том, что солдаты Союза ее не используют, следовательно она не будет выпадать в трофеях, и вы просто будете выбрасывать деньги на ее покупку. Во вторых, это настолько бесполезное оружие, что пехота вооруженная ей превращается просто в пушечное мясо.

P.S. На эффективность рукопашной ориентироваться нет никакого смысла. Исход рукопашной решается не в самом бою, а в том, какая сторона успеет выпустить больше залпов по сражающимся (да, в этой игре понятия friendly fire нет).

Интермиссия

Интермисся - это промежуточный этап между боями. Во время нее вы решаете куда потратить очки карьеры, заниматесь реорганизацией армии после последнего сражения.

Во время кампании интермиссии не будет лишь 2 (3 у северян) раза: перед самой первой миссии в кампании (она же битва, которую вы не имеете права проиграть, и сразу после сражения при Чанселлорвиле, когда вас перекинет на Захват Салем-Черч. У северян 3 раз приходится на конец битвы при Колд-Харбор - вас отправят защищать Вашингтон.

После решения организационных вопросов, вам необходимо решить, какую битву вы будете проходить дальше. На выбор будет несколько "малых" сражений и одно большое. Большое сражение является своего рода промежуточным этапом. Завершив большое сражение, маленькое уже пройти нельзя. Так что я настоятельно рекомендую всегда завершать сначала малые сражения, т.к. помимо награды в виде денег, личного состава и очков карьеры, вы накладываете штраф на противника в большой битве.

На этом пока все. Гайд будет обновляться. Если народ пожелает, сделаю подробное прохождение кампании. Удачи!