Mount & blade: руководства и прохождения. Собрание секретов, советов и подсказок Mount & Blade Как сделать конницу в mount and blade

Mount Blade не линейная игра, в ней нету определенной цели, цель игрок всегда ставит себе сам, но как то принято считать завоевание всей карты и есть полное прохождение игры. В этой статье будет описан оптимальный на взгляд автора процесс достижения этой цели. Этот гайд скорее сборник советов, как и что нужно делать, тут будет мало конкретики, но по максимуму полезных советов. Начинать мы будем с первого уровня героя и дулей в кармане.

Начало

В начале не стоит распылятся на все и пытаться везде оторвать по кусочку. В начале нужно как следует подготовиться к масштабной экспансии. А что нам для этого нужно? Деньги, крутые НПС герои, возможность водить большие армии в одиночку, жена для праздников. Так же важно грамотно выбрать начальные статы для своего персонажа. Обязательно в второй опции выбора персонажа выбирайте "Ученик ремесленника", а в третьей "Разносчик товаров" это даст вам два дополнительных стата, а ведь на старте какие они значение не имеет, но в будущем вы быстрее дойдете до нужных результатов. Для прокачки оптимально сделать силу 15, ловкость 12, интеллект 12, а дальше все вкачивать в харизму, по не наберете 27, при такой харизме у вас будет 9 лидерство, а для 10-го пункта прочитайте книгу "жизнеписание алексена" чтобы получить последнее +1 к лидерству.

Нужно запомнить два нюанса.

Если вы полностью разгромили фракцию, то оставьте ей одно владение, иначе если вы захватите все, то их лорды не смогут сменить фракцию и точнее смогут, но будут это делать оочень редко. Зато когда останется одно владение, лорды разбегутся как крысы с корабля и часть из них уйдут к вам.

Второй нюанс. Так как вы будете вести агрессивную политику захвата, то большая часть ваших сражений это осады замков. А на осадах кавалерия бесполезна. Поэтому разумней качать много пехоты, лучшей пехоты. А лучшая пехота это Норды. Особенно когда их много, у нордов лучшие щиты, лучшая броня, металки, которые просто скашивают первые ряды врага. Так же очень важно для осад, это щиты и топоры. Топоры - короче мечей и сабель, а урон не хуже, поэтому на осадах, когда плотно сходятся ряды пехоты, пехота нордов проявляются себя с лучшей стороны. Те же родокские сержанты с копьями тупо не могут замахнуться, им не хватает места для замаха. Еще неплохи свадийские сержанты, но качать их нету смысла, лучше накачать свадийских рыцарей. Вообще лично для меня оптимальная комбинация это: пехота нордов, вегирские лучники и свадийская конница. Так же это еще 1 повод валить нордов первыми, если дать им окрепнуть, то осады их замков превратятся в сущий ад.

Укрепление

И так у нас получилось частично захапать территорию Нордов. Как укрепить свое королевство выше была ссылка на статью и там все понятно расписано и повторятся нету смысла. Главное оставьте себя маршалом, потому что ИИ крайне медлителен. Дальше после того как вы расправитесь с нордами скорее своего вашими врагами станут Вегиры. Они сами объявят вам войну. Врятли к этому времени у вас будет больше десятка лордов и к лобовому противостоянию вы еще готовы. Нужно так же наловить Вегирских лордов поодиночке, и посадить их в плен. Когда же количественное приемущество будет на вашей стороне, тогда и нужно захватывать наделы. Но не спешите выходить на границу с керигитами, вам не нужен еще 1 потенциальный враг. Оставьте все пограничные с керигитами области вегирам, а скушайте сердцевину. И по возможности заключите мир.

Все, дальше пока не нужно ничего захватывать. В Mount Blade есть своего рода баланс фракций, и если одна из фракций вдруг становится заметно больше по территории, чем другие, то ей начинают объявлять войну все фракции лишь с одной целью - ослабить ее. Поэтому ваше главная задача это набрать лордов как можно больше. У вас должно быть минимум 15 штук, а лучше 20+. Владения у вас есть, не стесняйтесь раздавать их лордам, для себя лучше всего оставить 3-5 городов в разных частях карты, и то чтобы иметь быстрый доступ к сидящим там и заранее набранным новобранцам. Вы останетесь маршалом, поэтому дальше лучше уже во время походов созывать лордов, но даже если у вас будут со всеми отношение лучше лучшего, то все равно на ваш призыв все как один врятли сбегутся, обычно 4 из 5 лордов приходят.

Отношения с лордами трудно поддерживать на высоком уровне, когда этих лордов очень много. Но есть способы их улучшения. Это праздники и воевать вместе. При помощи праздников тут все понятно. поговорите с Женой и устройте праздник. Во время праздника поговорите с каждым присутствующим лордом, это поднимет отношение на 1, так по окончании все получать от 2 до 4 в плюс отношениям. Так же можно повышать отношения сражаясь вместе с лордами. После любого сражения отношения повышаются на 1 пункт с каждым лордом. НО, если вы маршал, то отношения повышаются не всегда, а вот если маршал кто-то другой, то всегда. Поэтому если у вас плохие отношения с лордами, то имеет смысл ставить маршалом кого то другого, и при этом самому бегать средним отрядом кавалерии, чтобы была возможность догнать любой отряд и почаще сражаться вместе. Так же если вы объявите без причины войну, то отношения ухудшатся, а вот если ответите на провокацию, то отношения вырастут на 3.

Экспансия

После того как вы захватите территорию Нордов и частично вегиров, захватывать больше ничего не нужно, пока вы не получите достаточное количество лордов и у вас не будет хорошее отношение со всеми ими. Самое лучшее от 20, и количество лордов так же в районе 25-30. Больше даже смысла нету. Вы просто не сможете всем угодить, и отношения будут с ними у вас не очень, а вот с 25 лордами балансировать вполне себе можно, хоть и трудно.

Дальше писать особо смысла большого нету. Воевать все же у вас получится как попало, потому что вам сами будут объявлять войны. Но запомнить стоит одно, выберите одну фракцию и долбите ее пока не уничтожите, и не миритесь ни в коем случае, а с остальными можно и мириться. И так по очереди. Откусывать у каждого по кусочку и заключать мир очень геморный вариант, потому что вы будете давать шанс фракциям восстановиться, а следовательно и воевать будет труднее. И так нужно уничтожать по цепочке каждую фракцию. Но в перерывах между такими вот блицкригами делайте паузу, чтобы повышать отношения с лордами с помощью праздников, потому что во время раздачи наделов, отношения подпортятся. За месяц можно провести 4 праздника, а это минимум +12 с каждым в отношениях.

Вот в принципе и все советы про прохождению mount & blade, дальше уже все зависит от вас.

Поля сражений Кальрадии вновь взрыхляют сотни подкованных копыт; рыцарские пики повергают врагов ниц; клинки поют звонкую песнь стали; прекрасные дамы славят победителя турнира, а гордые лорды в сверкающих доспехах склоняют голову перед новым королем!

Но ныне мы не одиноки, и сыновья Кальрадии могут встретиться в боях лицом к лицу - чтобы раз за разом выяснять, чей топор больней рубит, чей конь быстрей скачет и чей шлем звонче гремит...

Если вы не играли в первую часть, то знайте, что пропустили мимо глаз, ушей и кнопок мыши весьма любопытную игру. Недаром в списке похожих проектов стоят «Корсары» и GTA - Mount & Blade великолепный образчик эпической игры со свободным игровым процессом. Сначала, как в хорошей ролевке, мы создаем персонажа, его внешность, характеристики и предысторию. А затем верхом на рыцарском коне въезжаем в вымышленный средневековый мир, лишенный религии и магии, без церквей и орков с эльфами. Здесь мы сражаемся, угоняем скот, служим короне, набираем рекрутов и становимся настоящим феодалом. И главное - это первая игра, где реалистично и подробно проработана верховая езда!

Что нового принес ты, путник?

С первого взгляда и не заметишь, что появилось нового, кроме строчки «многопользовательский режим» в меню. Почти та же угловатая графика, тот же верный скакун под седлом, те же бесстрашные грабители, выходящие наперерез нашему отряду...

«Эпоха турниров » отличается чертами всех лучших самобытных проектов - игра малобюджетна, и разработчики сосредоточились на игровом процессе, не рискуя испортить попону своих скакунов излишней геральдикой, а женщин Кальрадии - кольчужно-кружевными топиками. Хоть в итоге игра и похожа с виду на дополнение, внимательный игрок найдет в ней целую горсточку изюму.

Новая ролевая система позволит стать правителем собственного королевства, даровать земли и замки своим последователям и принимать благородных рыцарей в качестве вассалов. Если ваше альтер эго в игре - мужчина, вы сможете добиться руки прекрасной леди. Женщина-игрок вольна соблазнить и затащить под венец одного из неженатых лордов. Дипломатия фракций стала более разветвленной, можно угрожать, подкупать и обманывать.

Новая боевая система хаотичнее и динамичнее старой. Нас ждут парирования, блоки оружием и смена направления удара. Теперь можно пользоваться метательным оружием в ближнем бою и подбирать любые использованные снаряды. AI напряг свои электронные мозги и стал чуточку грамотнее вести себя в бою. Солдаты не стесняются окружать и давить числом, а в случае большой опасности - доблестно показать сверкающие пятки.

Ну а главное украшение нашего средневекового стола - возможность навешать ближнему своему в многопользовательском режиме, молоточком там или алебардой... Официально в конных побоищах могут столкнуться до 64 игроков, но модификации творят маленькие чудеса, и на некоторых серверах число участников кровавого «банкета» достигает 128 человек.

Картинку приодели в технологии HDR и FSAA, персонажей, броню и оружие прорисовали тщательнее, разномастное «дрыгоножество и рукомашество» обновили. Трава стала гуще, а закаты - краше. И при всем при этом в игре сохранились невысокие системные требования; даже на слабых машинах можно участвовать в сетевых побоищах. Главное, чтобы пинг хороший был!

К пяти знакомым державам на глобальной карте примкнула шестая, Сарранидский султанат , причем тонко и деликатно, не внеся почти никаких изменений. Живут сарранидцы в оазисах среди пустыни, как и кочевники-кергиты, предпочитают конные войска. Досадно, но ни одного верблюда увидеть нам не довелось.

Королевство на острие копья

От своего побратима - «Огнем и мечом » - игра отличается не в лучшую сторону. Осмысленной кампании в ней как не было, так и не появилось. О да, квестов стало больше, а дипломатия - разветвленнее и сложнее, хотим - женимся, хотим - свое королевство завоюем. Но где, простите, сюжет?! В тех же «Космических рейнджерах » мы могли грабить или торговать в свое удовольствие, но параллельно шла война, можно было разгадать загадку клисан или доминаторов, а то и незамысловато их уничтожить. Шло время, менялись технологии, чувствовалось какое-то развитие и приближалась развязка...

А Кальрадия застыла в безвременье - государства иногда воюют меж собой, замки меняют хозяев, принцессы находят себе мужей, а деревни полыхают, подожженные налетчиками. Но глобально ничего не меняется. Помните вялость противоборствующих сторон в Dawn of War: Soulstorm ? Если самому ни на кого не нападать, а только прощелкивать ходы, то геополитическая ситуация не изменится ни на йоту. Одна-две провинции переходят из рук в руки, как мячики, и все! Мир не интерактивен, он ждет игрока, как невеста в первую брачную ночь, а на самостоятельные действия не способен.

Монголы не вторгаются, крестовые походы не объявляют, не вымирают от чумы города, еретики не поднимают головы, никто не изобретает книгопечатанье... Стоячее болото, дамы и господа! Но тем не менее дыхание средневековья в игре чувствуется. Грязное, дикое и жестокое время, когда жизнь крестьянина не стоила и ломаного геллера, когда считались только с мнением феодала, и то если за ним многозначительно ощетинивается мечами, стрелами и пиками вооруженный отряд. Когда этого феодала сложно было отличить от главаря бандитской шайки...

В этом мире положение в обществе можно завоевать только с оружием в руках. Закончив гонять разбойников и жечь караваны, наше альтер эго выходит на политическую арену. Влиять на ситуацию можно прямо - помогая заключать перемирия или штурмуя замки нейтральных государств - или косвенно, выдвигая ложные обвинения, вызывая на поединки, выкрадывая пленников. Можно управлять своими владениями или заключить династический брак.

Впоследствии, если хотите, можете стать маршалом и правой рукой короля - любого. Можете лично захватить трон и объединить под своей рукой всю Кальрадию, раздавая земли и замки верным вассалам. И тогда считайте, что для вас игра пройдена.

Теперь мы - банда!

Главное новшество игры - возможность сразиться с живым противником. Если поведение противника непредсказуемо, в ход идут нешаблонные решения! Но никакой вам глобальной карты, ролевых элементов или управления небольшими отрядами, ни-ни. Можно подобрать себе внешность и герб, а далее - только бескомпромиссный бой!

Что такое дружба народов? Это когда свадийцы, сарранидцы, норды и кергиты идут бить родоков!

В списке серверов мы выбираем один из семи режимов боя. Загрузившись - класс, затем на фиксированную сумму закупаем экипировку, и с началом следующего раунда стартует бой.

Режимов много, но культурную ценность из них представляют только три. «Битва » и «Найтииуничтожить » хороши тем, что игроки получают одну жизнь на раунд боя и действуют осторожно. «Осада » привлекает внимание тем, что от штурмующих требуются слаженные действия. Все прочие режимы игры превращаются в бесконечную кровавую потасовку. Порой драка идет даже на «безопасных» точках возрождения между только что появившимися игроками!

Координировать усилия с союзниками почти невозможно - нет ни голосового чата, ни мини-карты, ни разбивки по отрядам. При осаде вообще непонятно, что творится на поле боя. Да, это приближено к реальности, но штурмовать, право слово, неудобно. Состав команды тоже нельзя посмотреть. Когда в Team Fortress 2 я вижу, что у нас в команде не хватает медика или инженера, то откладываю любимый огнемет и беру в руки шприц или разводной ключ. А в «Эпохе турниров» приходится гадать, не слишком ли много лучников на нашей стороне и не пора ли пойти в поле копейщиком...

Разработчики выполнили свое обещание и переработали боевую систему, сделав полезными и эффективными различные классы - не только всадников, но и пехотинцев и лучников. Отличие между ними только в предложенном к закупке обмундировании. Лошади доступны только всадникам, лучникам не досталось тяжелых доспехов, зато у них широкий выбор стрелкового вооружения, как и у пехотинцев - оружия ближнего боя. Преимущество всадников дополнительно ограничивается тем, что при штурмах и на городских картах они практически бесполезны.

По части закупки экипировки правила отдаленно напоминают Counter-Strike - за каждого убитого противника увеличивается сумма для закупки в следующем раунде. Игрок сам выбирает вещи, которые он возьмет с собой в бой, но чтобы снарядить «асфальтовый каток», нужно час-другой поиграть на этом сервере. И вот тут-то зарыта очень вредная собака многопользовательского режима... Хороший игрок, поиграв некоторое время и заработав мешок золота, так экипируется, что разрыв с другими игроками еще более усиливается и убить его становится почти нереально.

В принципе, можно неэтично обирать покойников, но вам достанется «в наследство» только оружие и иногда щиты. А классовое различие чувствуется и здесь - пехотинец или лучник не смогут оседлать осиротевшего скакуна.

Второй недочет куда более заметен. В игре нет рейтингов , достижений, списка лучших игроков, как в Battlefield . Нельзя узнать, кто только что уложил тебя носом в грязь - зеленый новичок или лучший игрок по эту сторону пролива. Нет статистики, нельзя посмотреть, какое оружие более любимо игроками, какое менее и каким классом вы чего добились. Сетевые бои, к несчастью, так же бессмысленны и беспощадны, как одиночная игра, лишенная сюжета.

Лучшее - враг хорошего. Но это не про «Mount & Blade: Эпоха турниров». Отличная ролевая игра в свободном мире обогатилась не только новыми возможностями - к нашим услугам многопользовательский режим. А уж незашифрованные ресурсы и массы поклонников доведут начатое разработчиками до совершенства.

В этом небольшом руководстве мы остановимся подробно только на том, что появилось нового. Любопытствующих отошлем к статье Константина Закаблуковского, опубликованной в №11 (84) номере ЛКИ за 2008 год.

Алчет крови меч в руке моей

Кровопролитие стало в игре гораздо разнообразнее, особенно в пешем бою . Удары стали направленными, WASD-ом с клавиатуры можно задавать, как именно вы будете рубить или тыкать врага. Противника можно пнуть, заставляя его открыться, можно отбивать замахом вражеские выпады или просто блокировать оружием - правда, от стрел это не спасает. Ложные замахи и финты теперь - обязательная часть боя с живыми противниками. Только хорошая реакция позволит юному рыцарю парировать удар, особенно если щит уже развалился на отдельные доски.

Алебарда стала более универсальной - ею можно колоть, как копьем, и рубить, как топором. Тяжелый молот в ваших руках способен быстро развалить щит, пробить любой блок, ошеломить и оглушить. Хороший удар может даже свалить оппонента с ног. Упавший открыт всем вашим ударам, пока, кряхтя, пытается подняться.

Щит отныне защищает лишь то, что закрывает, потому режущий удар по ногам прекрасно способствует опрокидыванию противника наземь. А щит, заброшенный за спину, неплохо прикрывает вашу спину от стрел.

Конные лучники - это еще куда ни шло, а вот пешему стрелку место только на стенах замка. Прилично попадать удается только на небольших расстояниях. Пара стрел - и уже пора вступать в ближний бой.

Парирование не спасает от кавалерийского наскока . При виде всадника всегда проще отступить в сторонку за дерево или камень и ткнуть в бок исподтишка. Но всадникам, в свою очередь, при новой боевой системе стало проще колоть - достаточно правильно выставить пику и умело управлять лошадью.

Скакуна своего выбирайте с умом. На легкой лошади вас не догонят другие всадники и можно смело утыкать врага стрелами, как подушечку для иголок. Тяжело бронированный жеребец проламывает строй. А если уж завязнете в пехоте, доставайте юркую короткую саблю. Удары с коня все чаще приходятся в голову, и противники так и оседают штабелями наземь с окровавленными лицами...

Спешиться можно, только полностью остановив лошадь, а вот приказы подчиненным можно раздавать на полном скаку. Но двухуровневое меню, повешенное на F1-F6, неудобно. Перейдя ко второму уровню команд, нельзя вернуться. И свои настройки тоже сделать нельзя! Зато можно разделить отряды до боя на несколько групп, переименовать их и раздавать им во время схватки разные приказы. Прямо Total War , не слезая с седла...

В итоге бой стал разнообразнее, но при этом хаотичней и путаней. Рука новичка не сразу приноровится двигаться и одновременно рубить именно в том направлении, которое было задумано. Тем, кто привык насаживать врагов на пику в «Истории героя », здесь придется переучиваться.

Дорога к престолу

Первые шаги

Пока мы молоды и никто не признает в нас нового императора всея Кальрадии, нужно вести себя аккуратно. Местное население признает только деньги, и ничего, кроме денег. А потому в первую очередь нужно разжиться золотишком.

Честные заработки

Как честно заработать денег, никого не убивая?

Во-первых, торговать . Самые прибыльные схемы:

  • покупать в деревне скот, забивать на мясо, продавать в город;
  • закупать на севере рыбу и шерсть, продавать на юг;
  • закупать на юге одежду, продавать на север.

Другие же схемы надо разрабатывать на месте, исходя из перепада цен. Важно не ездить постоянно одними и теми же маршрутами.

Во-вторых, можно стать вассалом одного из королей. Монарх платит вам жалованье - небольшое, но прокормить войска хватит. Впоследствии за хорошую службу и выполнение поручений можно получить во владение деревеньку или даже замок, а с него тоже мало-помалу течет денежный ручеек. Кроме того, брак - дело, может, и не хорошее, зато прибыльное! Завоевать чье-нибудь сердце не так сложно - стихи, ухаживание, демонстрация храбрости, выполнение заданий родственников и прочие ритуальные пляски... А уж собственность вашей второй половинки тоже начнет приносить доход.

Бандитские заработки

Бесчестному кандидату в короли в «Эпохе турниров» есть где разгуляться. Если поймать феодала в военном походе и правильно с ним поговорить, то можно получить от него задание собрать налоги в его деревне. Набрать можно тысячи две. И, конечно же, отдавать хозяину их никто не планирует!

В селах можно красть скот, забивать его и продавать мясо. Набрав отряд головорезов пострашнее, можно уже и грабить деревни и караваны. Тут доход составляет уже тысяч пять за один заход. Главное - от возмездия успеть спрятаться в крепости другой нации...

Воинские заработки

Воин зарабатывает не так много, как бандит, но зато параллельно получает опыт и не портит ни с кем отношений. Относительно неплохо можно зарабатывать на разбойниках. Лучше всего найти их логово и дежурить около него. Лагерь бандитов можно определить по большому количеству шныряющего вокруг отребья одного вида. Если проехать прямо рядом с ним, то он появляется на карте. Разорив его, тоже можно неплохо заработать. А через некоторое время логово появляется вновь - свято место пусто не бывает.

Второй заработок - продажи людей. Для этого вооружите своих людей оглушающим оружием, тогда к концу боя будет выживать больше раненых противников. Собираете шеренгу связанных людей, находите в таверне ближайшего города работорговца - и сбываете. Рыцари стоят ощутимо дороже простых разбойников. Кстати, в тех же тавернах можно устроить пьяную драку с одним из посетителей.

Венчание на царство

Королевский путь

Как стать королем? Да не так уж и сложно. Не принимать ни у кого вассалитет, накопите денег, наберите солдат, возьмите штурмом какой-нибудь захудалый замок. Если возможности для штурма нет, испортите отношения с этой фракцией - например, убивая крестьян. Альтернативный вариант - найти изгнанного наследника трона, присягнуть ему на верность, захватить несколько владений, присвоить всю эту роскошь, а потом разорвать с ним все отношения.

Своя недвижимость существенно упрощает игровой процесс. Возможность собирать налоги и вести менеджмент своих отрядов привлечет внимание любого! Но что делать, если ваш замок явилась осаждать добрая тысяча солдат противника? Для начала - не падать духом, а сохраниться. А потом выманивайте из группы лордов по одному и разбивайте небольшими отрядами. Если уже начался штурм, помните - города и замки имеют запасные выходы, через которые может пробираться только игрок.

Сподвижники

Простые рекруты и городские наемники одинаково растут в уровнях, одинаково требуют хлеба, сыра и капусты для пропитания да пару десятков монет для смены экипировки по достижении нового уровня. Разница только в том, что наемники лучше и гораздо дороже. Еще можно набирать войска бесплатно - когда вы разбиваете отряд противника, который вел с собой пленников. Счастливые и безмерно благодарные, они радостно присоединяются к вашей армии. Таким способом можно получить в свою армию экзотические войска - например, лесных бандитов или простых фермеров.

Но основные ваши помощники все же не солдаты, а герои. Их можно повстречать в тавернах, щедро дать на лапу и убедить присоединиться. Главное их полезное свойство - они так же бессмертны, как и ваше альтер эго. Поэтому они постоянно совершенствуются в боевых навыках, и снарядить их можно не хуже заправских рыцарей. В навыках им следует в первую очередь давать верховую езду, железную кожу и мощный удар или мощный выстрел. Конь и кожа дают им неплохую прибавку к здоровью, а кавалерийская пика или лук - для героев-сподвижников оптимальное оружие.

Семь смертных боев

В сетевой игре сражаются обычно только игроки. Настройки иногда позволяют не только покупать экипировку, но и нанимать ботов. Деньги, заработанные за время вашей успешной игры, обнуляются при смене карты или сервера.

Чем отличаются режимы игры? В первых пяти режимах погибшие игроки возрождаются после небольшого промежутка времени, а в двух последних - только с началом следующего раунда.

  • Бой до смерти (deathmatch) . Кровавая баня как она есть. Все колотят всех без остановки, игроки оживают почти мгновенно. Побеждает тот, кто набрал больше «фрагов» за отведенное время.
  • Командный бой до смерти (team deathmatch) . Здесь, в отличие от предыдущего режима, у нас есть товарищи. Дружественный огонь вполне присутствует, и за удары по товарищам можно серьезно влипнуть. Побеждает та сторона, которая заработала больше «фрагов».
  • Захват (conquest) . Как в Dawn of War , в этом режиме задача игроков - захватывать и удерживать контрольные точки. За удержание флагов на точке очки начисляются, а за гибель своих или потерю точек - снимаются. Проигрывает команда, чей счет достиг нуля.
  • Захват флага (capture the flag) . Правила классические - захватываем флаг на вражеской базе, несем к своему флагу, получаем победное очко. В этом режиме игры преимущество конницы неоспоримо.
  • Осада (siege) . Бой, что логично, происходит на карте с замком. Одна команда подкатывает осадную башню к стенам, штурмует замок, пробивается во двор и захватывает контрольную точку с флагштоком. Погибшие осаждающие восстанавливаются через пять секунд. Защитники препятствуют проникновению захватчиков во двор замка, но их потери восстанавливаются только через двадцать секунд. Конница используется редко, а при грамотной игре у атакующих шансов немного.
  • Битва (battle) . Как и в командном бою до смерти, задача игроков - уничтожить отряд врага, но погибшие не возрождаются до начала следующего раунда. Если ни одна из команд долгое время не несет потерь, то включается режим «Царь горы». На карте появляется контрольная точка, и победа присуждается команде, которая сможет захватить и удержать ее.
  • Найти и уничтожить (fight and destroy) . Одна команда защищает два разрушаемых объекта - катапульту и требюшет, вторая стремится их сломать. Игроки не возрождаются. Раунд заканчивается, когда оба объекта будут уничтожены, или одна из команд потеряет всех игроков, или когда истечет время.

1 2 Все

Для оптимальное и быстрого старта необходимы следующие позиции:

  • Начальный капитал (турниры, заработок)
  • Правильные Наемники
  • Правильно прокачанные спутники
  • Правильный выбор первого направления удара

Итак по пунктам:

  1. Создание правильного персонажа

Давайте разберем ключевые навыки и поймем почему они нам нужны или не нужны.

Ключевые.

  • Владение щитом.
    Качаем на 4. Навык первой важности, так как позволяет не получить урона, когда вам это не нужно. Позволяет выдерживать выстрелы арбалетчиков и не получать урона от копий через щит.
  • Верховая езда.
    Качаем на 4. Нам необходимо сесть на лошадь с максимальной броней, что бы жить дольше. Пеший умирает в разы быстрее чем конник. + Навык отвечает за скорость перемещения по глобальной карте.
  • Поиск пути.
    Позволяет контролировать место сражения и противников с которыми сражаешься.
  • Содержание пленных и/или сбор трофеев.
    Скилы которые позволят нам максимально быстро собрать сильную армию, одеть себя и спутников в лучшие доспехи, а так же оплатить войну.
  • Перевязка ран и хирургия
    Хирургия позволяет не терять воинов, даже есть битва складывается не так как вы планировали, а перевязка раз уменьшает время восстановления ваших войск после таких битв.

Второстепенные навыки.

  • Обучение.
    Навык первый из второстепенных. Да, он очень важен. Да, он полезен. Да, без него никуда. Но он второстепенный, так как его плюсы при наличии постоянной войны будут теряться на фоне получаемого опыта от убийства противников.
  • Первая помощь
    Навык нужен. И чем выше он тем быстрее будут прокачиваться ваши спутники. Но к Ключевым навыкам его отнести все равно рука не поднимается — не так он важен, как навыки выше.
  • Инженерия.
    Навык не нужен на первых парах игры, но потом он сэкономит много времени и не позволит вражеской армии успеть вступить в бой с вами, когда вы еще не захватили замок/город.
  • Мощный удар.
    Сила удара важна. Но мы полагаемся на силу своей армии, а не на свою. Хотим поиграть в одно лицо — идем в Skyrim или другие подобные игры, а тут у нас армии.
  • Лидерство.
    В принципе важный навык — позволяет нам иметь больше войск, а платить за них меньше. При том чем дольше мы играем, тем менее значим первый плюс — прибавка в количестве войск, так как известность увеличит наш лимит войск значительно сильнее.

Остальные навыки выбираются исходя из того, что вам больше нравится, да это и не важно. ключевые именно эти.

Статы персонажа:

Сила — 12-14. В зависимости от оружия, которое вы предпочитаете. Лучшие доспехи вы и так сможете надеть.
Ловкость — 12. Нужна для Верховой езды 4 и Владения щитом 4. При том, если второе не так важно 3 или 4, то для Верховой езды принципиально иметь четвертый уровень.
Интеллект — по желанию, точнее что бы хватило очков навыков на следующие навыки:

  • Владение щитом 4
  • Верховая езда 4
  • Поиск пути 5
  • Содержание пленных и/или Сбор трофеев 3-4
  • Перевязка ран — 5
  • Хирургия — 5
  • Первая помощь — 5
  • Обучение — 5
  • Инженерия — 5

Харизма — в зависимости от того, в какой стадии игры вы находитесь. Если у вас все хорошо и вы уже захватили первый замок/город, то можно и не качать. Если вы развиваетесь не оптимально как в этом гайде либо просто затянули время и ваши противники уже бегают с огромными армиями, то, возможно, есть смысл прокачать навык побольше, что бы вам было что противопоставить этим «титаникам», которые будут потоплены.

Я предпочитаю идти в Интеллект и прокачивать Обучение, Хирургию, Перевязку ран и Первую помощь до 10. По тому что вы получите максимальный прирост опыта войск ежедневно (из максимально возможного), а так же вы, ваши войска и ваши спутники будут реже умирать, быстрее восстанавливать здоровье, да и начинать восстановление с большего % здоровья.

Итак, персонаж создан. Выбираем место на карте, с которого начинаем. Оптимальный выбор — Свадия, Правен. Рассмотрим, почему. Мы должны ориентироваться на конные войска, так как их живучесть в разы больше, чем у пехоты даже на тир (уровень) выше. При выборе конницы я в первую очередь отталкиваюсь от того, на сколько она универсальна, со Свадийскими рыцарями тут тягаться не сможет никто. Никто не обладает такой мощной броней, бронированными конями и правильным оружием. Хергитские и Вегирские всадники тоже не плохи, но КПД каждого Свадийского всадника будет в ~2 раза больше, чем любого из этих.

Начинаем в Правене. Купец предлагает нам работенку.. Конечно соглашаемся, так как лишняя монета нам не помешает. Но на квесте не нужно зацикливаться и сразу бежать его выполнять — наша задача оптимальная и быстрая прокачка, поэтому нам нет смысла искать по округе пять рекрутов. Мы лучше пока зайдем в таверну и поищем подходящий спутников. Нам нужны все, завербовав к себе в команду нового спутника первым делом отправляем его получать для нас право на трон. Этот параметр потребуется нам, когда мы захватим свой первый замок и нам потребуется привлекать на свою сторону лордов. Этот параметр один из трех ключевых, проверяемых при попытке завербовать лорда.

На вербовку спутников нам нужны деньги. Первым делом заходим на арену и спрашиваем — где проходят турниры. В первую очередь нас интересуют турниры в Свадии, у Нордов или у Вегиров. Так как они нам будут по пути к побережью, где обитают морские разбойники, куда мы и будем держать свой путь за горами золота и рабами. Турниры в этой части нашего материка выигрываются достаточно просто и быстро. Ключевые моменты: не лезьте на смерть, командуйте войсками. Иногда лучше подождать пока другие команды покоцают друг друга и зайти к ним в спину. Не нужно драться 1 на 1 к кем то — почти всегда можно отступить и зайти другому противнику в спину, когда он этого не ожидает. Это принесет вам первый опыт, прокачку навыков и каждое убийство в турнире приближает вас к заветным 3980 монетам при победе. Разумеется в каждом раунде вы должны ставить на себя. Если испытываете проблемы с финансами, то ставьте только в первом раунде, но я советую быть уверенным в себе и традиционно продаю все, включая еду, лошадь и щит для того, что бы сделать в первом турнире максимальную ставку на себя. Если мы не успели еще никого разграбить, то на старте мы получил ~400 монет, что при победе в турнире принесет нам порядка 3000 монет.

Итак, мы победили в одном-двух турнирах. У нас в кармане ~7000 монет. И мы стремительно приближаемся к побережью. По дороге заходим в города и проверяем таверны в поисках спутников. Это очень важный момент, так как после 30-50ти десятого дня у нас не будет времени на посещения городов. Мы будет удерживаться свой и возможности отлучиться на долго не будет. Так же смотрим у торговца лошадьми раненого дестроера или любую лошадь с защитой от 40. Это один из ключевых моментов, так как без лошади с достаточным уровнем брони мы долго не проживем. Лошадь с броней около 10ти убивается с трех-четырех попаданий морских налетчиков. Итак, у нас есть лошадь, на которую мы потратили до 1400 монет. Обращаю внимание, что мы должны купить именно хромую лошадь — она стоит значительно дешевле, но спустя несколько дней нахождения в инвентаре они вылечит свою травму, а вы к этому моменту как раз будете в ней нуждаться.

На пути к морю у нас есть еще одна достаточно важная задача — нам нужно нанять 5-7 свадийских новобранцев в деревнях, а так же в любом городе по дорого нанять 3-5 наемников, нас устроит любой тип, главное что бы он был конным. Так же желательно прикупить щит. В принципе подойдет любой с прочностью от 300 и размером 100. Оружие тоже можно приобрести, а можно и повременить с этим. Если качали навык Содержание пленных, то я все же настоятельно советую купить себе Кузнечный молот. Стоит он совсем не дорого, но обладает двумя очень важными для нас свойствами- он оглушает противников, а не убивает их и позволяет стать нам знаменитым работорговцем Кальдарии. А так же вторым, но не менее значимым свойством — он пробивает блок и щит. А это пожалуй лучшее, что может быть. Да, он коротковат — 75 это действительно мало. И если у вас хватит денег, то я советую приобрести Тяжелую Железную булаву:

Ее длина позволит наносить противнику удары, не получая ответных.

Итак. Мы на побережье. Мы вооружены и за спиной у нас маленький отряд, который станет костяком нашей армии. Выбираем отряд Морских налетчиков поменьше. Желательно, что бы ваш первый бой проходил с не более чем 7-8 противниками. Это позволит вам победить без особых проблем, но лут (добыча) с них все еще будет достойна и вероятность получить хорошую броню с характеристиками брони 37/12 все еще есть. Так же, если вы еще не приобрели щит, то с них так же падают нормальные щиты. Тактика первых боев сводится к тому, что вы приказываете пехоте занять позицию подальше от места боя. Делается это нажатием кнопки 1, после этого зажимаем F1 и видим флаг, который является точкой сбора для отряда Пехота. После этого берем отряд конницы (цифра 3) и размещаем его за холмом / просто подальше от места предполагаемой встречи с противником. Теперь все зависит от нас — наша задача не умереть, но заставить противников потратить метательное оружие. Оно наносит очень большой урон на малом расстоянии, но если выдерживать дистанцию, то можно успевать уклоняться от летящих в вас копий и топоров. После того, как налетчики выкинут метательное оружие начинаем их растягивать и убивать их по одному своей Железной булавой, паралельно отдав приказ коннице атаковать 3- F1- F3. Опасность несут лучники, так как убирание щита на небольшом расстоянии от них может стоить вам жизни, то раскрываться нельзя. Нужно что бы наша конница вывела их из строя. после того, как это сделано спокойно добиваем оставшихся налетчиков. Поздравляю Вы получили несколько первых рабов, известность и до 1000 динар с дропа. Если бы мы его продали. Но мы его лучше на себя оденем и повторим процедуру, но вести себя уже можно понаглее — одну стрелу мы переживем. Данная операция повторяется несколько раз, пока на берегу есть небольшие отряды (до 15 человек). Лут и рабов продаем в Ривачеге

Следующий шаг — двигаемся в сторону Кудана, убивая по дороге отряды Таежных разбойников. Они любят копья, поэтому ними чуть сложнее, но броня у них хуже и умирают они легче. Тактика примерно такая же. Но помним, что урон у метательного оружия безумный — одно попадание в нас и ужин будет в кандалах (рабстве). Дошли до Кудана, продали то, что добыли в честном бою и тех кого захватили на поле сражения. И отправляемся обратно в сторону Правена — сдавать квест торговцу. По дороге нападаем на Лесных разбойников и, так как наши Свадийские новобранцы уже частично тяжелые всадники и пехотинцы отправляем в атаку и их. К моменту когда мы дойдем до Правена у нас уже будет 3-4 рыцаря и 2-3 тяжелых всадника, если по дорого не случиться непредвиденного и вы где то столкнетесь с большим отрядом, чем планировали. Так же, скорее всего у какого-нить отряда Лесных разбойников в плену будут охотники за головами, которых, после победы, мы с удовольствием нанимаем. Денег они еженедельно просят не много, а вот польза от них значительная — это и конница и дробящее оружие, которое дает нам рабов. Прокачивать их стоит только в том случае, если вы потеряли часть Свадийский всадников или рыцарей. В противном случае это пустая трата денег, как на их улучшение, так и на еженедельнике содержание.

По пути помимо лошадей заходим в торговые лавки в городах и собираем правильную экипировку на наших спутников. Она состоит из следующего Тяжелого/Осадного арбалета и Тяжелого Годедага:


и любой лошади с броней от 40.

Все спутники, кроме Джеремуса и, возможно Дешави прокачиваются в первую очередь до Силы 10, что бы одеть и Годендаг и Арбалет, а после прокачивается ловкость до 12, что бы они смогли сесть на правильных лошадей. Дальнейшая их прокачка зависит только от вашей фантазии и желаний. Это уже не имеет практически никакого значения. Разве что я предпочитаю дальше качать им Интеллект и развивать навык Обучение, что бы места падших в бою Рыцарей и Всадников быстрее занимали новые прокачанные юниты.

Джеремус и Дешави прокачиваются чуть иначе — да, в первую очередь им прокачивается Сила и Ловкость до 9, что бы дать им в руки Годендаг (не тяжелый, который требует 9 силы, а так же Тяжелый арбалет, который так же требует 9 силы) и посадить на Гунтеров. Все остальные очки вкладываются в Интеллект и навыки, которые от него зависят, что бы как можно скорее получить максимальные бонусы от синергии навыков. Для тех кто не знал — Помимо максимального уровня навыков отряда к нему прибавляется навык другого члена отряда, который стоит на втором месте по его прокачке, но с понижающим коэффициентом. Максимальный уровень навыка с максимальной синергией — 14. При прокачке навыков для синергии упор делается на Хирургию и Поиск пути, что бы выбирать противников и место боя, а так же нести меньше фатальных потерь в этих боях. После прокачки Интеллекта до 30 и прокачки ключевых навыков до 10 прокачиваем Ловкость до 12 и берем верховую езду и владение щитом до 4 уровня. Как прокачивать дальше — значения не имеет.

Если по дорого где то будет турнир — выигрываем и его. Прибыв в Свадию берем задание на уничтожения Лагеря Лесных разбойников у, скорее всего, Графа Делинарда и легко выполняем это задание. Сразу же его сдаем, пока Делинард не убежал далеко, а он это любит.. Если спутники собраны еще не все, то можно пробежаться к Вегирам крюком через всю Кальдарию в поисках спутников и правильного вооружения для них же:

Вряд ли разработчики игры могли ожидать того, насколько популярным и распространенным станет Mount and Blade: Warband. Как построить замок, как управлять армией, как создать королевство? Эти и многие другие вопросы постоянно волнуют поклонников серии. На сегодняшний день Mount and Blade, без сомнения, можно назвать одной из самых уникальных культовых игр в истории, несмотря на то, что сама по себе она имеет в десятки раз меньший бюджет, по сравнению с преимущественным большинством других игр, получивших даже меньший успех.

Mount and Blade - это универсальная игра, в которой игроку предоставляется абсолютная свобода действий, а отсутствие сюжета заставляет создавать его самостоятельно. Здесь можно быть кем угодно, начиная с обыкновенного разбойника с большой дороги и заканчивая владельцем собственного королевства, однако, так как многих интересует именно последнее, они задаются единственным вопросом, играя в Mount and Blade: Warband: "Как построить замок?"

Можно ли построить собственный замок?

Сразу стоит сказать о том, что, в принципе, возведение собственного замка в игре является невозможным. Конечно, казалось бы, как могли не ввести такой простой элемент, ведь каждый игрок обязательно спросит, заходя в Mount and Blade: Warband: "Как построить замок?" Но не стоит забывать о том, что эта игра является малобюджетной, в связи с чем здесь есть еще огромнейшее количество различных упущений и отсутствуют элементы, которые могли бы быть. Поэтому, если вы задумываетесь, играя в Mount and Blade: Warband, как построить замок, вы не найдете ответа на этот вопрос, так как единственный вариант получить какие-либо владения и начать развивать собственное государство - это осада.

Для чего нужен собственный замок?

В данном случае все зависит от ваших целей в игре. Кто-то ищет, как построить замок в Mount and Blade: Warband, для того, чтобы начать развивать собственное государство и ознакомиться с этим контентом, ведь без собственного владения просто невозможно начать развитие своего королевства. При этом, как говорилось выше, для этого не нужно даже пытаться возводить замок, так как можно просто захватить чужие владения и использовать их в качестве столицы. Стоит отметить, что впоследствии столицу можно будет переместить в новое захваченное владение, что особенно актуально, если вы после захвата замка захватили город и захотели сделать его столицей, или же просто ваши границы достаточно сильно сместились и вы хотели бы тратить меньше времени, чтобы после боя возвращаться к себе.

Кто-то же хочет построить замок в Mount and Blade: Warband просто для ускорения собственного развития. Деревни, расположенные вокруг него, ежедневно выплачивают налоги, и чем более развитым будет владение, тем больше налогов можно получить. Однако на самом деле вполне может оказаться так, что собственный замок может принести вам одни убытки, так как постоянные осады требуют большого войска, которое нужно нанять и развить.

Помимо всего прочего, замок представляет собой великолепный источник «фана», ведь защита замка от вражеской армии - это одно из самых интересных сражений в игре.

Осада как нейтрал

Самый простой вариант - это захватить в Mount and Blade: Warband замок в качестве нейтрального лорда, то есть не присоединяясь к каким-либо фракциям. Таким образом, после захвата замка вам не придется с кем-либо согласовывать ваши права на владение этими землями, они автоматически становятся вашими, вы просто выбираете название своего нового государства и начинаете его развивать. После этого вам открывается полностью контент правителя собственного государства, вы можете начинать нанимать вассалов или же делать их из собственного войска, однако построение замка в Mount and Blade: Warband после открытия своей фракции так и не появится.

Стоит отметить, что вам лучше быть осторожными, так как у вас достаточно быстро могут отобрать владения не только представители той фракции, у которой были отобраны земли, но и другие, при этом даже после сдачи ваших земель «осадок» все еще останется и отношения будут испорчены.

Осада в качестве вассала

Несколько сложный, но не такой рискованный вариант - это стать вассалом определенной фракции и под ее правлением захватить определенный замок, однако вряд ли такой вариант придется по душе многим из тех, кому было бы интересно построение замка. Mount and Blade: Warband предлагает нам присягнуть на служение определенному королевству. Вы можете сами найти какого-то правителя и попросить его сделать вас своим вассалом, или же в процессе вашего развития и получения репутации постепенно правители государств начнут предлагать вам сами вступить в ряды их генералов.

Однако помните, что в данном случае при вашем отказе вы можете немного подпортить отношения с этим королевством, вследствие чего можете потом даже не успеть построить замок в Mount and Blade: Warband после его осады (тюрьма, ратуша и т. д.), так как на вас уже нападет армия из этого королевства. Учитывая, что после вашей первой осады войско может достаточно сильно ослабнуть, лучше всего проводить ее при минимуме врагов.

Как подготавливаться к бою?

Если вы уверенно решили захватить чей-то замок, то в таком случае вам потребуется максимальное количество пеших войск, но при этом стоит отметить, что Норды, несмотря на то что у них в армии присутствуют исключительно пешие воины, представляют собой далеко не самый лучший вариант, так как, будучи в основе своей налетчиками, они используют не самую сильную броню, а также достаточно слабы в дальнем бою. В данном случае более предпочтительно использовать войска:

  • Свадии. Очень сильная броня, а также достаточно сильные арбалетчики.
  • Родоков. Самые сильные стрелковые войска в виде арбалетчиков, которые могут в течение длительного времени перестреливаться с противником. Учитывая тот факт, что количество болтов у арбалетчиков равно количеству стрел у лучников, КПД первых в дальнем бою значительно выше. Помимо этого, арбалетчики Родоков более защищены и обучены, чем арбалетчики Свадии. Также у Родоков достаточно сильная пехота, которая может наравне сражаться с множеством других войск.
  • Сарранидского Султаната. Универсальная фракция, способная предоставить достаточно сильные войска любого типа, однако ориентирована в основном на сражения на ближней и средней дистанции.

Кергиты не очень актуальны в осаде, так как их главное преимущество - это скорость лошадей, а реализовать это в сражениях возле замка невозможно. Вегиры отличаются не самой сильной броней, а больше ориентированы на максимальный урон, в связи с чем их использование является актуальным только на низком уровне сложности, позволяя захватить замок с максимальной скоростью. На высокой скорости есть большой риск того, что их убьют раньше, чем они смогут реализовать свой потенциал.

Какие лучше взять войска?

Соотношение войск ближнего боя к войскам дальнего зависит непосредственно от того, насколько мастерски сражается их генерал, насколько он защищен и готов к самостоятельному участию в сражениях.

Очень важно в качестве войск ближнего боя не использовать копейщиков, так как они крайне плохо реализованы в игре и тем более в осадных сражениях.

Если вы вообще не собираетесь принимать участие в сражении, то тогда лучше сделать соотношение войск ближнего боя к дальнему 3:2 (60 % мечников, 40 % лучников).

Ближний бой

Если вы уверены, что без риска умереть можете участвовать в сражении и активно уничтожать противника в ближнем бою, вам следует взять с собой группу сильных воинов ближнего боя, которые вам будут помогать, и обеспечить солидное прикрытие в виде мощной завесы лучников или арбалетчиков.

Дальний бой

Если вам нравится роль стрелка, то в таком случае, наоборот, делайте ставку в войсках именно на ближний бой, прикрывая их и уничтожая ключевые цели. Стоит отметить, что в данном случае нельзя однозначно сказать, какая роль более предпочтительна, ведь в ближнем бою при хорошем навыке можно вырезать большое количество вражеских юнитов или же, при наличии хорошего щита, держать основную часть противника на себе, давая расстреливать их войскам дальнего боя, в то время как стрелок издали может убирать ключевые цели, да и его позиция более безопасна.

В предыдущей статье вы узнали как проще всего создать свое королевство и укрепить его на начальной стадии. теперь требуется развиваться и усиливаться.

1. Самое главное в силе королевства это лорды, чем больше лордов и чем лучше у вас с ними отношения, тем сильнее ваше королевство. Но найти лордов не так просто.

Первым делом можно сделать лордов из НПС благородного происхождения. Посмотреть кто благороден можно в таблице героев . Но есть две особенности в таких лордах. Они водят войска той фракции, из которой они произошли (например метельд - норды, рольф - сарраниды) кстати если сделать лорда из Метельд, то это будет единственная женщина лорд, при этом благородного происхождения. Вторая особенность, что такие лорды зависят от прокачки, которая была у них, когда они были простыми НПС - спутниками героя. Т.е. если один НПС имеет больше харизмы и лидерства чем другой, то и когда он станет лордом, он будет водить отряды больше по размеру. Так же на все навыки отряда влияют на характеристика отряда это лорда (самый важные: лидерство, поиск пути, кладовщик). Если вы делаете из благородных НПСей сразу лордов не качая, то советую давать им во владения 1 деревню, не больше, все равно они будут водить небольшие отряды, вне зависимости от их достатка. Но самое интересно, что лорды из НПС качаются и после того как становятся лордами, их известность растет, так что в последствии им можно будет давать еще владения.

Одними благородными НПСями жив не будешь, и нам нужны и обычные лорды. Немного об отношениях с лордами . Для переманивания лордов есть три важных показателя. Первый - нормальные плюсовые отношения, чем выше тем лучше. Второй и самый важный: лорды с большей вероятностью перебегут сами по себе в ту фракцию, которая в недавнем времени захватывала новые владения.Так же очень важно - право на трон. Чтобы получить первые очки, разошлите дипломатов к другим королевствам, и просто передайте поклон как один король, другому. Некоторые фракции вас признают и вы получите за каждое признание по 10 очков права. Дальше уже право на трон добывается войнами и мирными соглашениями.

Но можно и самим переманить лорда, для этого нужно сделать следующие шаги

Плюсовые отношения, чем выше, тем больше шанс переманить

Встретить лорда, когда рядом с ним не будет других лордов его фракции и выбрать опцию в разговоре поговорить наедине. Если лорд имеет какие то разногласия с королем или же с другими лордами своей фракции, то можно предложить ему перейти к вам. Сразу ответ требовать не стоит, отвечаем что нужно вернуться к разговору позже.

Если лорд сам не перейдет к вам в течении 2-3 недель, то опять ищем его и уже просим дать ответ сразу же, иногда прокатывает и лорды тут же приносят вам присягу.

2. Как находить себе лордов вы теперь знаете, дальше второй шаг это укрепление отношения с лордами. К сожалению в mount & blade реализовано слабо, повышать отношения можно всего лишь несколькими способами. Первый воевать вместе с лордами, помогать им в битвах или же вместе ходить на осады , или отлавливать чужих лордов. Второй способ - праздник , но для проведения праздника вам нужна Жена. Когда соберете лордов на праздник, обязательно зайдите и поговорите с ними, и ваши отношения улучшаться на 1 пункт, так же после окончания праздника ваши отношения улучшаются от 1 до 4. Третий способ - спрашивать у жены или советника, как укрепить королевство, и иногда они будут давать вам различные квесты. Есть еще один способ улучшать отношения с лордами, но доступен он только если стоит мод дипломатия, закидываем лордов подарками и живем в шоколаде.

3. Война. Точнее война на раннем этапе, когда лордов у вас немного, и биться лоб в лоб против другой фракции трудно, т.к. вас закидают мясом. Есть одна интересная тактика. Отлавливаем вражеских лордов по одному по два (если позволяет размер отряда), и когда они попадают в плен не отпускаем их за выкуп, честь падает, но это не суть, потом накрутите или же иногда отпускайте лордов чтоб честь сильно не уходила в минус. Когда противник лишен большинства лордов, ему тупо нечем воевать, и его территория становиться легкой добычей. И если у вас хватит сил полностью поглотить фракцию, оставьте ей 1-2 крепости и заключите мир, после у вас начнут выкупать лордов, во первых это хорошая прибыль, во вторых эти лорды вскоре начнут разбегаться из проигравшей фракции как крысы с тонущего корабля, и если у вас не сильно плохие отношения, то большинство лордов прибежит именно к вам.

Для отлова лордов есть один интересный ход. Нужно быстро захватить чужую крепость и посадить туда небольшой гарнизон, и тогда любой лорд, даже с самым небольшим отрядом посчитает нужным в одиночку захватить эту крепость, и прибежит именно туда, где мы его и будем ждать.

Вот основное что стоит знать о развитии своего королевства, если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях.