Учебник фотографии. Как пользоваться зеркальным фотоаппаратом

Самые красивые, удачные и качественные фотографии появляются у девушек после съемки у профессионального фотографа, который использует дорогую технику и все правила проведения фотосессий. Но, к сожалению, не у каждого человека есть возможность посещать фотографов так часто, как хотелось бы, а вот иметь в арсенале несколько новых хороших снимков для социальных сетей хочется всегда. В таких ситуациях на помощь приходят селфи, которые позволяют сфотографироваться самостоятельно, когда рядом нет никого, кто бы мог помочь вам сделать отличные снимки.

Фотографироваться самостоятельно - не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Вы должны думать не только о том, насколько хорошо смотритесь в кадре, но и о нескольких технических параметрах, которые не меньше влияют на красоту кадра, чем ваше лицо. Селфи стали настолько универсальным способом фотографирования себя, что многие уже попросту перестали прибегать к помощи других людей: люди пользуются этой технологией дома, на прогулках, в отпуске и в целом везде, где хочется фотографироваться. Теперь каждый человек может фотографироваться столько, сколько ему захочется, не находясь при этом в зависимости от каких-либо факторов.

Как подготовиться к фотосессии?

Как правило фото себя делаются в обычных условиях, не совсем подходящих для фотосессии: в автомобильной пробке, в ванной у зеркала, лежа на кровати и так далее. Очевидно, что снимки в таких местах будут уступать профессиональным кадрам, потому что внешний вид человека, который фотографируется в бытовых ситуациях, несколько хуже, чем заранее спланированный образ. Именно поэтому важно привести себя в порядок, чтобы сделать фотографии более качественными и пригодными для загрузки в социальные сети.

Посмотритесь в зеркало и определите те несовершенства, которые стоило бы исправить или скрыть. Уделите внимание волосам: не обязательно делать сложную прическу, но придать им опрятный, причесанный вид все-таки стоит, иначе неаккуратно торчащие пряди будут отвлекать взгляд от лица. Обращаем внимание на кожу: любые несовершенства вроде прыщей и следов усталости под глазами следует скрыть с помощью специальной декоративной косметики. Саму кожу следует сделать гладкой и бархатистой: если вы являетесь обладательницей жирного блеска, то воспользуйтесь матирующими салфетками и пудрой, а сухую кожу можно дополнить тональным средством с эффектом сияния. Делать полноценный мейкап или нет - решать только вам, но не перестарайтесь с косметикой, чтобы не выглядеть карикатурно и неестественно.

Не менее важно настроиться на фотосессию эмоционально и физически: отдохните, расслабьтесь, не думайте о плохом, ведь любые негативные мысли и усталость сразу же отразятся на вашем лице и фотографии будут испорчены.

Способы сфотографировать саму себя

Для того, чтобы получить хороший снимок себя самой, необходимо обладать базовыми навыками фотографирования и позирования, а также иметь специальное фотооборудование - подойдет даже самое простое. Способов сделать фото себя самостоятельно много, все зависит от того, какое устройство есть в вашем распоряжении. Рассмотрим основные типы устройств, которые помогут сделать селфи.

Веб-камера

Способ хорош тем, что не нужно прибегать к каким-либо настройкам, и за считанные секунды фотография появляется на компьютере, где ее можно отредактировать для дальнейшего использования. Минусов у фотографирования с помощью вебки немало: фотография, вероятнее всего, получится с плохим качеством. Освещение будет неудачным, а картинка расплывчатой и неточной. Если других вариантов нет, а фотография нужна срочно, то советуем расположить в комнате таким образом, чтобы освещения было как можно больше, например, около окна или лампы с хорошим светом. Уделите внимание обстановке: снимки на фоне беспорядка, незаправленной кровати или ковров будут отвлекать внимание от вас самих. Лучше позаботиться о нейтральности фона.

Фронтальная камера смартфона

У большинства девушек больше не возникает вопроса, на что можно быстро сфотографировать саму себя, ведь у каждой в сумочке лежит современный телефон с двумя камерами - передней и фронтальной. Последние годы качество мобильной фотографии достигло таких высот, что вполне может посоревноваться с профессиональными камерами. Снимки получаются четкими, с правильной цветопередачей и освещением. Будьте готовы к тому, что с первого раза сделать удачный кадр может не получиться - потренируйтесь и примерно из десяти снимков вы отыщите подходящий для ваших соцсетей.

Фотоаппарат

Обладательницы фотоаппарата, а тем более профессионального, смогут получить максимально хорошее качество изображения. На снимках, сделанных с его помощью, видно все детали и фон, а цвета передаются максимально точно. Для того, чтобы создать видимость профессиональной фотосессии и использовать больше интересных поз, можно прибегнуть к помощи фотоштатива, который зафиксирует камеру и позволит вам использовать для позирования обе руки.

Воспользуйтесь фотокамерой с режимом отсрочки съемки (таймером) и установите ее на треногу в таком положении, чтобы нужная вам часть изображения попала в кадр. Это могут быть как фото в полный рост, так и портретные снимки. Выберете необходимое количество секунд, за которое вы сможете дойти до места съемки, и нажмите на кнопку спуска затвора - у вас будет немного времени, чтобы принять нужную позу. На более продвинутых камерах есть возможность выполнять эту манипуляцию с пультом дистанционного управления, так что не придется бегать от камеры к точке съемки.

Хорошим инструментом будет режим серийной съемки, который оснащены многие современные фотокамеры. Он позволяет сделать несколько снимков за раз и принять максимальное количество поз за определенный промежуток времени. На выходе вы получите множество фотографий, на которых будет отражена динамика вашего тела и лица.

С использованием зеркала

Актуальный способ сфотографироваться самостоятельно, которым уже воспользовались очень многие девушки. Часто такие фото делаются нами в примерочных, спортзалах и дома - обратите внимание на то, что послужит фоном для фотографии. Беспорядок будет заметен в первую очередь, а потом уже вы сами. Старайтесь не использовать сложные неестественные позы, фотографируясь у зеркала. Вместо них используйте ту, что выигрышно подчеркнет вашу фигуру: станьте полубоком и немного прогнитесь в области поясницы, держа при этом ровную осанку. Не переборщите с изгибами, которые другим людям могут показаться слишком странными и преувеличенными. Следите за лицом, глядя в камеру: часто девушки забывают про мимику, любуясь в зеркало на свою фигуру.

Фотоавтомат

Фотокабины для съемки расположены во многих торговых и развлекательных центрах и представляют их себя своеобразную фотобудку, в которой расположен компьютер и объектив, фотографирующие вас на таймер. На выходе вы получаете несколько напечатанных фото, на которых вы можете быть не только в одиночестве, но и с друзьями - все зависит от того, каким составом вы готовы в эту будку поместиться. Перед каждым щелчком затвора, производимым фотокамерой, у вас будет подобрать позу и выражение лица, которые вы видите на экране компьютера. С помощью такого приспособления нередко делаются фото на документы.

Имеет смысл обсудить и настройки фотооборудования, на которое вы будете фотографировать саму себя. Чем правильнее они будут соблюдены, тем качественнее и профессиональнее получатся селфи:

  • помните о фокусировке . Прежде, чем нажать кнопку, убедитесь, что фокус расположен именно на вас, за счет чего фотография получится четкой. На смартфоне достаточно просто коснуться экрана - и аппарат автоматически наведет фокусировку на ваше лицо;
  • не используйте масштабирование . Если нужно взять кадр покрупнее, лучше стать к камере поближе, так как функция увеличения масштаба в камерах портит качество картинки, делая ее нечеткой и с большим количеством пикселей;
  • откажитесь от вспышки . Речь, в основном, идет о смартфонах и тех вспышках, что бьют светом прямо в лоб. С ними вы получите фото, в котором высветлено только ваше лицо, а остальное пространство безвозвратно спрятано в темноте. Используйте выигрышное дневное освещение, ну а если света слишком мало, то лучше подсветить себя фонариком или другим гаджетом, дающим свечение;
  • следите за чистотой объектива . На качество изображения очень влияют не только технические характеристики оборудования, но и чистота линзы, на которой легко скапливается пыль и остаются отпечатки пальцев. Перед каждой фотосессией не забывайте протирать камеру, будь то смартфон или профессиональный фотоаппарат;
  • чем больше пикселей - тем лучше . Если для вас главным требованием для хорошей фотографии является качество изображения, его четкость и яркость, то выбирайте ту камеру, в которой пиксельное значение больше. Что касается смартфонов, то там такой является отнюдь не фронтальная, а основная.

Секреты удачного фотографирования самой себя

После того, как подготовка к фотосессии самой себя завершена, а оборудование подобрано, настроено и готово к работе, всплывает главный вопрос: с помощью каких приемов можно красиво сфотографировать себя саму? Есть несколько факторов, которые помогут сделать любое фото лучше и добиться таких результатов, которые соберут множество лайков в социальных сетях.

Сила ракурса

Делать фото себя на вытянутой руке не так-то просто: если остановить свой выбор на неподходящем ракурсе, то снимок можно испортить за секунду. Очень важно найти такое положении головы, которое покажет ваше лицо в лучшем свете. Перед тем, как получить идеальный снимок, вам придется перепробовать ни один вид ракурса. Поскольку половины человеческого лица разные, попробуйте поворачиваться к камере разными сторонами, используя несколько углов наклона. Держите камеру как в правой, так и в левой руке.

Есть ряд универсальных правил подбора ракурса, соблюдать которые следует каждому:

  • не держите фотокамеру под собой, дабы избежать появления второго подбородка и уменьшения вашего роста;
  • поднимите фотоаппарат чуть выше уровня глаз: это визуально вытянет вас и сделает стройнее, а также выигрышно выделит глаза;
  • не фотографируйте в анфас, иначе лицо будет выглядеть квадратным, а нос увеличится в размерах;
  • идеальный угол поворота головы - 30-45 градусов в сторону. За счет него выделяются скулы и линии подбородка и шеи;
  • старайтесь придумать как можно больше ракурсов - от 10 до 20. Только так вероятность найти удачный будет высокой.

Настройка освещения

От того, насколько удачно подобрано освещение для фотосессии, зависит не только качество снимков, но и ваш внешний вид. Поскольку темное время суток и сумерки “съедают” большую часть цветов, то идеальным считается именно дневное освещение, для которого даже не требуется дополнительное оборудование. Важно помнить, что слишком яркое солнце может повлечь за собой появление бликов на фотографиях. Поэтому располагайтесь в кадре таким образом, чтобы оно было либо перед вами, но выше линии глаз, либо справа или слева, но ни в коем случае не за спиной.

Если нет возможности воспользоваться натуральным освещением, можно прибегнуть искусственному, который поможет заполнить тени. Источник освещения также должен располагаться перед вами или по бокам.

Обращайте внимание на то, как меняется цвет вашего лица в зависимости от цвета ламп - иногда эффект получается не слишком естественным.

Использование обработки и фильтров

Не стоит думать, что профессиональные фотографы получают свои идеальные снимки только лишь с помощью хорошей камеры. Использование фоторедакторов - вот что делает фотографию еще красивее и интереснее. На современных смартфонах обработкой фото можно заниматься с помощью специальных программ - так что даже доступ к компьютеру не понадобится. Попробуйте отретушировать изъяны, скорректировать цвета и свет, настроить баланс белого и добавить модных оттенок с помощью фильтров.

Как можно заметить, способов сфотографировать себя самостоятельно очень много, при этом качество фотоснимка не обязательно должно страдать, а наоборот - быть порой лучше, чем если бы вас фотографировал кто-то другой. Делайте больше пробных кадров, набивайте руку и включайте воображения, тогда оригинальные фотосессии самой себя будут вам по зубам.

Будьте начеку. Очень часто для получения хорошего снимка нужно оказаться в нужное время в нужном месте с фотоаппаратом в руках. Берите с собой камеру повсюду и старайтесь пользоваться ею как можно чаще (просто носить ее с собой не имеет смысла).

Ищите темы. Быть начеку мало. Кен Роквелл так говорит о временах, когда он начинал заниматься фотографией: Моей ошибкой было думать, что я зритель. Я считал, что фотографировать - значит фиксировать объекты, которые попадаются мне на пути. Но это не так! Фотограф должен сам искать сюжеты. Найти и увидеть - это самое сложное. Снять - просто .

  • Начните искать сюжеты для съемок и фотографировать. Каждый день выходите из дома и ищите сюжеты. Не ждите, пока подвернется возможность (но будьте готовы воспользоваться ей), - ищите возможности самостоятельно. Старайтесь находить материал для съемок везде - как в магазине, так и на краю света. Ходите в самые разные места в поисках сюжетов. Если у вас есть задумка, скорее всего, вы сможете найти подходящий сюжет и снять его.
  • Перестаньте искать предметы и научитесь видеть.

    • Ищите цвета. Или наоборот - ищите отсутствие цвета либо снимайте в черно-белом.
    • Ищите повторяющиеся элементы и ритм. Или наоборот - ищите изолированные предметы.
    • Ищите свет или отсутствие света. Фотографируйте тени, отражения, пробивающийся свет или предметы в полной темноте. Считается, что последние два световых часа дня идеально подходят для съемки. Поскольку в это время свет имеет определенное направление, при правильном подходе это позволяет получить глубину на снимках. Однако это не значит, что в полдень невозможно найти хороший свет. Полуденное солнце дает резкое освещение, поэтому лучше снимать в туман или в тени - так свет будет более мягким. Однако правила созданы для того, чтобы их нарушать, поэтому не воспринимайте эти рекомендации как жесткие установки.
    • Ищите эмоции и жесты, если вы снимаете людей. Выглядят ли люди счастливыми? Озорными? Грустными? Может, им не нравится, что на них направлена камера?
    • Ищите фактуры, форму, узоры. Черно-белые снимки выглядят эффектно, поскольку отсутствие цвета заставляет автора искать что-то другое.
    • Ищите контраст. Ищите что-то, что будет выделяться на снимке. Снимайте на широком конце объектива, подходите ближе. Ищите контраст во всем: цвет на тусклом фоне, свет в темноте и так далее. Если вы снимаете людей, попробуйте найти или создать контекст, в котором человек будет выделяться. Ищите проявления радости в неподходящих для этого местах. Ищите человека в окружении предметов, которые ему не подходят. Или избавьтесь от фона, максимально раскрыв диафрагму и размыв фон. Иными словами...
    • ...ищите все, что привлечет внимание зрителя своей необычностью . Когда вы найдете свой стиль, в какой-то момент вы снова начнете искать предметы для съемки. Это нормально. Старайтесь развить свои навыки, делая непостановочные фотографии. Это научит вас смотреть на мир иначе.
  • Стремитесь к простоте. Подходите к предмету съемки как можно ближе. Чтобы получить нужную вам композицию, подходите к предмету и используйте зум объектива. Избавляйтесь от того, что вам не нужно в кадре.

    Снимайте на пленку. Если вы уже делаете это, начните снимать и на цифровую камеру. Фотографу стоить уметь обращаться как с пленкой, так и с цифровой камерой. И у пленочных, и у цифровых камер есть свои плюсы и минусы. Эти камеры дадут вам совершенно особые навыки. Вредные привычки, которые появляются из-за работы с цифровой камерой, компенсируются полезными привычками работы с пленкой и наоборот.

    Показывайте свои лучшие работы другим. Иными словами, отберите лучшие работы и показывайте другим людям только их . Даже у самых известных фотографов не все фотографии получаются удачными. Просто они тщательно отбирают снимки, которые показывают другим.

    • Не жалейте кадры. Если снимки не кажутся вам превосходными , не показывайте их . Со временем ваши стандарты станут более жесткими, и те фотографии, которые казались вам интересными, начнут казаться посредственными. Даже если вы снимали весь день и получили всего 1–2 хороших фото, в этом нет ничего плохого. Это означает, что у вас жесткие критерии отбора.
    • Не рассматривайте снимки в большом размере. Кен Роквелл считает , что самое главное на фотографии - это то, что видно на миниатюре. Есть люди, которые любят находить несовершенства, которые заметны только при стопроцентном увеличении. Прислушиваться к мнению этих людей бессмысленно. Удаляйте снимки, если они плохо выглядят при уменьшении до четверти экрана монитора (и меньше).
  • Просите о критике и прислушивайтесь к ней. Не размещайте свои фотографии в интернете с просьбой о критике - обычно на интернет-форумах много людей, которые любят придираться к пикселям. Однако критика бывает полезна , если знать, у кого просить о ней.

    • Прислушивайтесь к мнению творческих людей. Если у человека есть достойное портфолио (фотографии, картины, музыка или что-то еще), его мнение стоит воспринимать всерьез, даже если он не является профессиональным фотографом (а если ваш снимок не произведет впечатление на непрофессионального фотографа, его лучше удалить). Можно также просить о критике нетворческих людей, хотя им будет сложнее указать вам на то, что вы делаете правильно, а что нет (скорее всего, они будут говорить вам приятное, чтобы не обидеть).
    • Не обращайте внимания на резкие слова людей, у которых нет своего портфолио. Их мнение не имеет значения.
    • Разберитесь в том, что вы делаете правильно, а что нет. Если кому-то понравилась ваша фотография, подумайте, почему она понравилась человеку. Если не понравилась, что вы сделали не так ? Как было сказано выше, творческий человек сможет объяснить вам это.
    • Не смущайтесь, если кто-то похвалит вашу работу. Фотографы любят комплименты не меньше других. Но не зазнавайтесь.
  • Ищите работы, которые вас вдохновляют. Это не значит, что нужно обращать внимание только на технически безупречные работы. Если у человека есть деньги, он может купить четырехсотмиллиметровый объектив f/2.8, накрутить его на цифровую зеркальную камеру стоимостью в несколько зарплат и получить четкий и резкий снимок птицы, однако это не сделает его вторым Стивом Сироном . Ищите работы, которые будут заставлять вас улыбаться, смеяться, плакать и вообще хоть что-то чувствовать , а не работы, которые выполнены правильно с точки зрения выдержки и фокуса. Если вам нравятся портреты людей, обратите внимание на работы Стива Маккарри (фотографа, снявшего знаменитый портрет "Афганской девочки") или на студийные работы Энни Лейбовитц.Если у вас есть учетная запись на Flickr или любом другом ресурсе с фото, наблюдайте за людьми, которые вас вдохновляют. Но не сидите все время за компьютером, иначе у вас не останется времени на съемки.

    Разберитесь в том, как работает ваша камера . Нет, это не самое главное в фотографии. Это наименее важный фактор, и именно поэтому не все работают фотографами. Хороший снимок, сделанный на простую камеру, будет гораздо интереснее скучного фото с правильной выдержкой и фокусом. И, безусловно, он будет гораздо лучше любого неснятого снимка, который вы не сделали по причине переживаний из-за технических нюансов.

    • Однако вам все равно нужно знать, как работает выдержка , диафрагма , что такое фокусное расстояние и как все эти параметры влияют на конечное изображение. Ни один из этих параметров не способен превратить плохое фото в хорошее, однако правильные настройки могут спасти хороший снимок, который мог бы быть потерян из-за ошибки, и могут улучшить и без того качественную фотографию.
  • Выберите свое направление в фотографии. Возможно, вы умеете общаться с людьми и снимать портреты . Возможно, вы любите прогуливаться в любую погоду , поэтому вам подходит природная съемка. Может, у вас есть огромный телеобъектив и вам нравится снимать гонки. Попробуйте разные жанры! Найдите то, что будет доставлять вам удовольствие и то, что будет у вас получаться, но не ограничивайте себя одним направлением.

  • Продвигайте свою работу и общайтесь с людьми.

    • Старайтесь снимать максимально хорошо. Как правило, один из двадцати кадров оказывается приемлемым, один из сотни - хорошим, один из тысячи - отличным. Если повезет, однажды вы сделаете фото, которое оценят многие.
    • Не расстраивайтесь. Если ваш результат не стал лучше за пару дней или недель, продолжайте работать. Фотография требует ответственного отношения и терпения.
    • Напечатайте лучшие снимки в большом формате.
    • Не полагайтесь только на технические приемы и способы обработки вроде HDR . Если фотография кажется вам скучной без обработки, сразу же удалите ее или выбросьте.
    • Купите современный учебник по фотографии. Можно купить подержанную книгу. Просмотрите несколько книг перед покупкой. Изучите журналы, которые публикуют снимки в интересующем вас жанре (музыкальные, о людях, интерьерные, архитектурные, о садах или детях). Как выглядят эти снимки? Что делают фотографы?
    • Вам будет полезно изучить фотографии других людей и снимки в книгах о фотографии. Проанализируйте снимки. Назовите две сильные и две слабые стороны каждого снимка.
    • Фотографируйте и просите кого-нибудь оценить вашу работу.
    • Практически все цифровые камеры, выпущенные за последние 10 лет, и практически любые пленочные камеры позволят вам получить хорошие снимки. Не стремитесь к дорогой технике, пока не освоите основные принципы съемки. А еще лучше не переживать из-за техники вообще.
    • Освойте свою камеру. Если у вас есть руководство пользователя к камере, прочитайте его и попробуйте пользоваться описанными там функциями. Читайте в спокойном месте, где вам никто не помешает.
    • Автоматика полезна - она позволяет сосредоточиться на идее, а не на технических нюансах. Используйте запрограммированные режимы, если они у вас есть, и пробуйте снимать с разным сочетанием значений выдержки и диафрагмы. Если вам удается добиваться желаемого результата только в ручном режиме, пользуйтесь им, но помните, что отказ от автоматических настроек не делает вас профессионалом.
    • Обращайте внимание на снимки в журналах. Конечно, снимки для публикации в журналах всегда тщательно обрабатываются, однако на их примере можно понять, как может выглядеть цвет и форма в двухмерном пространстве.
    • Подойдите к выбору фотоаппарата ответственно. Дорогая камера не гарантирует отличных снимков. Если решите купить дорогую камеру, изучите все ее функции.
  • Дата публикации: 31.10.2014

    Этой статьей мы открываем новый проект “Я фотограф” , в рамках которого будем делиться с вами опытом фотографирования. Еженедельно будут выходить новые уроки обо всех аспектах фотографии. Уроки будут ориентированы на разный уровень подготовки читателя: от новичка до продвинутого фотографа. Вести этот проект буду я, Константин Воронов , профессиональный фотограф и преподаватель фотографии.

    Разумеется, каждый из нас хоть раз снимал на телефон или на простую “мыльницу”. Однако, многим хочется не просто делать кадры на память, но и получать красивые, качественные фотоснимки, получать от процесса фотографирования удовольствие, а при выкладывании фотографий в интернет иметь под ними много “лайков”.

    Как стать фотографом? С чего начать? Каждый день этим вопросом задается множество людей. Для начала я дам несколько общих советов, которые помогут на старте не совершить распространенные ошибки, и развею несколько расхожих заблуждений о фотографии.

    NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/80 с, 95.0 мм экв.

    И начнем мы именно с заблуждений.

    Заблуждение №1.

    “Хороший фотоаппарат делает хорошие фотографии”

    Это не так. Хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. Многие люди до того, как начать фотографировать самостоятельно, думают, что у профессиональных фотографов получаются хорошие, качественные кадры из-за использования дорогостоящей техники. Однако, фотоаппарат - это только инструмент. Как им воспользоваться, решает его хозяин.

    Если неумеющему рисовать человеку дать самые лучшие, самые дорогие кисти и краски, получится абсолютно тот же результат, что и при использовании самых простых и дешевых. Хорошие кисти и краски покажут все свои возможности только в умелых руках. С фотографией то же самое.

    За время работы с учениками мне частенько попадались новички, которые имели самые дорогие, самые профессиональные из существующих фотоаппаратов. Делали ли такие ученики кадры лучше остальных? Нет. Даже наоборот: их снимки были хуже, потому что они не могли разобраться в сложной фотоаппаратуре, рассчитанной на опытных профессионалов.

    Фотоаппарат лучше всего выбирать не по его принадлежности к профессиональному классу или высшей ценовой категории, а по тому, насколько она подходит вашему уровню подготовки и вашим задачам. К примеру, многие дорогие профессиональные фотокамеры, такие как Nikon D810, вообще не имеют автоматического режима и сюжетных программ (“портрет”, “пейзаж”, “макро” и т.п.), что делает работу с ними невероятно сложной для начинающих фотографов: приходится долго копаться в неизвестных настройках. В то же время, многие камеры начального уровня, например Nikon D5300 или Nikon D3300, умеют делать прекрасные снимки на полном автомате: фотографу остается лишь выбирать наиболее интересные сюжеты, не думая о технической стороне вопроса.

    Как выбрать фотоаппарат? Выбирайте не “самый лучший профессиональный фотоаппарат”, а именно ту модель, которая подойдет под Ваши навыки и ваши задачи. Чтобы сделать правильный выбор, достаточно понять насколько серьезно вы хотите заниматься фотографией, собираетесь ли вы учиться фотографировать или же хотите просто делать снимки на память.

    Заблуждение №2

    “Фотографировать легко!”

    Как и многие творческие занятия, фотография кажется очень простым делом ровно до тех пор, пока не займешься ей самостоятельно. К примеру, как игра на музыкальных инструментах, танцы, пение… Глядишь на профессионального танцора и думаешь: “как же у него всё просто и естественно получается! Кажется, в этом нет ничего сложного! Я так же смогу!” Но когда пробуешь самостоятельно сделать хотя бы пару танцевальных движений, выходит, что это не так уж просто: как минимум, нужна специальная подготовка.

    То же самое и с фотографией: при кажущейся простоте хорошо фотографировать - довольно сложно. Ведь это требует большого количества знаний и умений. Причем, как технических (как настроить фотоаппарат, например), так и творческих (как скомпоновать кадр, как выбрать подходящее освещение). Речь иногда идет о вопросах, имеющих, казалось бы, косвенное отношение к фотографии. Например, как спланировать туристическую поездку, чтобы получить много хороших кадров ; как заставить ребенка сидеть на месте, пока его фотографируют… Кстати, все эти темы мы будем освещать в рамках данного проекта. Следите за обновлениями!

    С другой стороны, когда есть необходимый опыт, фотографировать действительно легко и приятно. Камера не мешает получать хорошие кадры, а композиция выстраивается интуитивно. Но для этого нужно тренироваться, учиться, набираться опыта.

    Заблуждение №3

    “Чтобы научиться фотографировать, достаточно изучить технику и правильно нажимать кнопочки на камере”

    Техника и параметры съемки - это только часть необходимых навыков. И, кстати, часть самая простая. Как настроить экспозицию? Как управлять фокусировкой? Что такое баланс белого? - все эти вопросы технического характера решаются легко и просто, а при регулярной тренировке закрепляются и остаются с фотографом навсегда. Это арифметика фотографии, два плюс два. Но фотография - это прежде всего творчество. А вот творческая составляющая гораздо сложнее и не столь однозначна. Как скомпоновать кадр? Что показать на фото? Какой сюжет стоит фотографировать? Этими и многими другими творческими вопросами постоянно мучаются фотографы и решают их с переменным успехом. Начинать обучение фотографии конечно стоит с азов, с техники. Но заканчивать на этом рано.

    NIKON D5200 / 18.0-105.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F4.5, 1/60 с, 38.0 мм экв.

    Основная проблема большинства начинающих фотографов - не отсутствие хорошей фототехники и даже не недостаток каких-то специальных навыков. Главная проблема - отсутствие художественного вкуса. Сформируйте себе хороший художественный вкус! Смотрите фотографии известных фотографов, посещайте выставки. Кстати, а когда вы последний раз были в Эрмитаже и Третьяковской галерее? Анализируйте работы настоящих мастеров: почему художник или фотограф решил показать именно это и именно так? Как выстроена композиция? Как автор поработал со светом?

    Посещение выставок, просмотр галерей известных фотографов и художников в интернете - это то, что даст вам хороший багаж для вашего личного творчества. И наоборот: плохие, посредственные вещи лучше не смотреть.

    Почему это важно? Представьте, что получится, если человеку, который ни разу не видел ни одной картины, дать в руки кисти и краски? Скорее всего, он не поймет, что с ними делать; в лучшем случае он изобразит что-то в духе наскальной живописи. К примеру, некоторые изолированные африканские племена не умеют не только воспринимать изображение на плоскости, но даже различать цвета, которые не отвечают за их выживание, не встречаются в их окружающей среде. Потому что их этому никто не учил, у них нет для этого необходимого опыта. Человеку свойственно в своей жизни и творчестве использовать увиденный, накопленный опыт. Этот опыт необходимо иметь. Как говорят фотографы, “необходимо быть насмотренным”.

    Как мы знаем, лежа на диване дома, хороших фотографий не сделаешь! Выгуливайте свою фотокамеру! Путешествуйте, гуляйте, посещайте интересные места: выставки, фестивали, спортивные события. Таким образом вы станете свидетелем интересных сюжетов для съемки, наберетесь опыта, необходимого для съемки в различных условиях. Если говорить о пейзажной съемке, то она вообще немыслима без путешествий. Кстати, как и портретная: ведь часто для съемки хорошего портрета нужно подобрать красивое место, хороший фон, а лишь потом красиво сфотографировать модель.

    Есть и чисто психологический аспект: в путешествии, вне зависимости от его дальности, человек набирается впечатлений, вдохновения, заряжается творческой энергией.

    NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/200 с, 200.0 мм экв.

    Чтобы был прогресс в ваших занятиях фотографией, а количество красивых снимков увеличивалось, необходимо относиться к своему творчеству критически. Не стоит почивать на лаврах, умейте видеть в своих работах недостатки, даже если все их хвалят.

    К примеру, самый жесткий критик моих работ - я сам. Я лучше любого критика знаю, в чем и где кроются ошибки в моих снимках. Анализируя свои фотографии, я понимаю, что мог бы снять еще лучше. И при следующей съемке я стараюсь это делать. Поверьте, вы получите огромное удовольствие от исправления собственных недочетов, а ваши снимки будут становиться всё красивее!

    Любое творчество начинается с технических основ. Фотография - не исключение. Чтобы писать книги, нужно изучить азбуку, грамматику, орфографию языка. Разумеется, современные фотокамеры обладают отличной автоматикой, которая вам позволит получать хорошие кадры нажатием одной-единственной кнопки, не задумываясь ни о каких настройках.

    Однако те, кто снимает в авторежиме, знают: автоматика часто ошибается: то яркость снимка не та, то цвета не те, то резкость не там. А ведь так хочется сказать камере, как надо было сделать! Чтобы полностью контролировать процесс съемки и не зависеть от причуд автоматики, стоит изучить довольно простые технические основы фотосъемки. Как формируется изображение в фотокамере? Что такое экспозиция? Что такое баланс белого? Как работает фокусировка? Понимание того, как всё работает, и умение настроить свой аппарат позволит вам делать снимки высокого качества и полностью контролировать процесс съемки “от и до”. Кстати, на следующих уроках мы поговорим именно об этих технических основах.

    Красивая и мощная машина не сделает вас хорошим водителем. Дорогая посуда не сделает умелым поваром. А навороченная камера – это далеко не все, что нужно, чтобы стать хорошим фотографом. В интернете полно поразительно красивых кадров, сделанных мобильными телефонами. Поэтому техника – это все же не главное. Человек, который понимает принципы фотографии и видит сюжет, сможет сфотографировать его чем угодно.

    Эволюция фотографа от новичка до профессионала

    Умение видеть приходит с опытом, этому сложно научить, а в итоге все люди видят один и тот же кадр по-разному. А вот законы физики и базовые принципы фотографии для всех одинаковы, так что творческий путь стоит начать с них изучения.

    Nikon D810 как пример отличной зеркальной камеры

    Будем думать, что камера у вас уже есть, иначе вам полезно будет почитать материал «Антимаркетинг. Выбираем хороший, но формально устаревший фотоаппарат » – там вы узнаете о том, как купить хорошую камеру и не переплатить. А здесь я расскажу о том, что такое выдержка, диафрагма, ISO и чем отличаются разные режимы съемки.

    1. Что такое экспозиция?

    Грубо говоря, экспозиция – это количество света, которое получает матрица фотоаппарата. Или пленка, которой вы вряд ли вообще будете пользоваться. А экспонирование – это сам процесс экспозиции. А количество света зависит от времени экспонирования и уровня освещенности, который регулируется выдержкой, диафрагмой и чувствительностью матрицы. Для того, чтобы вам проще было понимать разницу в экспозиции – запомните понятие «ступень».

    2. Что такое выдержка?

    Выдержка в фотографии не имеет ничего общего со спокойствием и терпимостью. Это отрезок времени, в течение которого затвор открыт и свет попадает на матрицу. В большинстве случаев выдержка очень короткая и измеряется в секундах и долях секунды. На экране фотоаппарата значение 60 соответствует 1/60 доли секунды. А вообще существует стандартный ряд выдержек с шагом в одну ступень: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Каждая следующая ступень уменьшает количество света, попадающего на матрицу в два раза. В четыре раза – это две ступени. В восемь раз – три ступени, и так далее.

    Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой

    Каждая камера характеризуется диапазоном выдержек. В общем случае самая короткая выдержка составляет 1/4000 секунды, а самая длинная – 30 секунд. Снимать с рук можно на достаточно коротких выдержках (порядка 1/100, 1/200 секунды и короче), а для выдержек, измеряемых секундами (или даже для 1/10 секунды) уже нужен штатив. Без штатива естественное дрожание рук, характерное для всех людей без исключений сделает кадр смазанным, нерезким. Однако не стоит думать, что короткая выдержка – это однозначно хорошо, а длинная – непременно плохо. Нет, разные значения выдержки нужны для разных целей. Все зависит от конкретных условий и жанра съемки.

    3. Что такое диафрагма?

    Диафрагма – это отверстие, диаметр которого можно регулировать и изменять тем самым количество света, попадающего на матрицу. Выдержка и диафрагма – основные параметры экспозиции. А вместе значения выдержки и диафрагмы вместе называют экспопарой. Для диафрагмы также существует стандартный ряд значений с шагом в одну ступень: 1.4, 2, 2.8, 4, 5,6, 8, 11, 16. Как и в случае с выдержкой, каждая ступень означает уменьшение количества света вдвое. Обозначается диафрагма дробью с маленькой f (f/2.8) или произведением с большой F (F2.8). Оба варианта правильны.

    Вот как меняется диаметр отверстия при его закрытии с шагом в одну ступень

    Чем меньше значение, тем более открытой считается диафрагма. А ее максимальное значение называют светосилой объектива. Собственно, максимальная диафрагма – одна из важнейших характеристик объектива, обуславливающая конечную стоимость. Кроме того, диафрагма определяет глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), но об этом – в отдельном материале.

    А вот как лепестки диафрагмы выглядят в объективе

    Если вы сделаете кадр с выдержкой 1/100 с и диафрагмой F2.8, а затем поменяете значения на 1/50 и F4 соответственно, то экспозиция останется прежней, а фотографии будут выглядеть одинаково. В обоих случаях на матрицу попадет одинаковое количество света. Есть и еще один параметр, который стал актуальным именно в эру цифровой фотографии – чувствительность матрицы.

    4. Что такое ISO?

    Чувствительность и ISO – одно и то же. Если все упростить, то это величина восприимчивости матрицы фотоаппарата к свету. Так же, как выдержка, и диафрагма, чувствительность описывается стандартным рядом значений с шагом в одну ступень: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800 и так далее. Аналогично, вы можете сделать два кадра: один с выдержкой 1/200 с, диафрагмой F2.8 и ISO 200, а во втором закрыть диафрагму до значения F4, а чувствительность увеличить до 400 единиц. Экспозиция будет одинаковой.

    Качество картинки на ISO 200 (слева) и ISO25600

    Увеличение чувствительности происходит очень болезненно, особенно на старых камерах. Чем выше ISO, тем больше так называемого шума появляется на фотографии и тем хуже в итоге ее качество. Повышать чувствительность стоит только при съемке в темное время суток. А уровень шума на высоких значениях ISO является одной из важнейших характеристик матрицы (и фотоаппарата в целом), поэтому съемка одной и то же сцены с разной чувствительностью приводится почти в каждом обзоре.

    5. Чем отличаются режимы P, A, S и M?

    Почти во всех фотоаппаратах (во всех зеркальных, беззеркальных и топовых компактных) есть несколько режимов работы. Самый очевидный из них – автоматический, которым пользуется большинство людей. Он позволяет не разбираться в том, что такое выдержка, диафрагма, чувствительность, а просто снимать и в половине случаев получать приемлемый результат. Взрывной рост популярности фотографии в 90-х был спровоцирован именно массовым внедрением авторежимов. Но увы, даже самая совершенная автоматика не работает со стопроцентным результатом.

    Селектор режимов съемки на типичной зеркальной или беззеркальной камере

    Самыми востребованными режимами у продвинутых и профессиональных фотографов становятся полуавтоматические режимы – A и S (или Av и Tv в камерах Canon). В режиме A (англ. A perture – отверстие, диафрагма) вы вручную устанавливаете значение диафрагмы, а оптимальную выдержку камера подбирает автоматически, опираясь на данные встроенных датчиков. Поэтому он и называется режимом приоритета диафрагмы. Режим приоритета выдержки называется S (англ. S hutter – затвор), он работает по такому же принципу. Вы вручную задаете значение выдержки, а оптимальное значение диафрагмы камера подбирает сама. Этот режим часто используется репортажными фотографами, в следующей статье я подробно расскажу почему.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Любите фотографировать и позировать, но не уверены, что все делаете верно? Несколько простых правил, которые мы собрали в этой статье, помогут научиться делать кадры почти что как профи, понадобится лишь немного сноровки, терпения и смартфон.

    сайт уверяет: после прочтения этого небольшого гида фотографии гарантированно будут получаться удачными.

    1. Обращайте внимание на задний план

    Иногда хороший кадр может легко испортить невпопад «выросший» из головы столб. Такие мелочи можно заметить и не сразу, но они здорово портят впечатление от снимка.

    Подходящий задний план может оказаться даже там, где его совсем не ожидаешь увидеть. К примеру, это может быть трансформаторная будка с фактурной стеной, или служебный вход, который выглядит совсем непрезентабельно издали, но вблизи смотрится вполне неплохо. Ищите интересные материалы и фактуры для фона даже в самых неожиданных местах, только потом готовьтесь отбиваться от вопросов в духе «Где ты нашел такой классный фон?!»

    2. Будьте осторожны с крупными планами

    Дело в том, что при близкой съемке изменяется геометрия кадра, как результат, искажается внешность. Лицо становится как у хомяка, а это вряд ли будет вам на руку. Немного отдалите объектив - и вы увидите, что снимок получится гораздо лучше.

    3. Экспериментируйте с углом наклона

    Давайте сравним на нашем примере. У нас есть симпатичная карусель и не менее симпатичная модель, как их совместить? Можно просто встать рядом с аттракционом и сфотографироваться, а можно сделать селфи и сменить угол наклона - получится озорной и забавный кадр. Так мы увидим и круглую крышу карусели, и качели, и придадим снимку живости. Не бойтесь и экспериментируйте с углом наклона, когда это уместно.

    4. Не помещайте объект в центр композиции

    Если вы фотографируете одиночный объект, не помещайте его в центр кадра. Вспомните правило третей, согласно которому кадр как бы делится при помощи линий, вдоль которых и рекомендуется размещать объекты.

    5. Красота - вокруг

    6. Учитесь ловить хороший свет

    Хорошее освещение - важная составляющая удачного снимка. Разница на этих двух кадрах - буквально полтора шага, а результат налицо. На втором снимке удалось поймать более мягкий свет, к тому же задний фон весьма удачно «провалился» в темноту и спрятал ненужные детали.

    Немного покрутите камеру, попробуйте поймать лицом свет. Не забывайте, что освещение должно падать на вас, а не светить из-за спины, в противном случае вы получите только силуэт.

    7. Но не переборщите с ним

    Слишком яркий свет также может сыграть злую шутку. Снимать на ярком дневном свете бывает непросто даже опытным фотографам, да и портреты на солнце получатся, скорее всего, с прищуренными глазами. Поэтому постарайтесь не фотографировать в часы высокой солнечной активности. Ищите самый красивый естественный свет в утренние часы и на закате.

    8. Избегайте режима HDR

    Эффект HDR был одно время очень популярен в инстаграме, да и сейчас некоторые приложения для обработки фотографий предлагают фильтры с этим эффектом. Но мода на HDR уже давно прошла, а вот неестественность таких кадров осталась. Оставьте эти фильтры в прошлом, там им самое место.

    9. Дождитесь идеального момента для снимка

    Увы, но ради изящного кадра иногда стоит проявить терпение. Поймать удачный момент проще, чем фотошопить случайных прохожих. Немного выдержки, и вот отличный снимок в ваших руках! То есть в смартфоне.