«ИХ ГОЛОСА ПРИБЛИЗИЛИ ПОБЕДУ»: МАРК БЕРНЕС И «ЖУРАВЛИ»

Без преувеличения легендарная песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова (в потрясающем переводе Наума Гребнева), положенная на музыку Яна Френкеля, стала символом памяти не только для миллионов наших соотечественников, не вернувшихся с войны, но и для самого Марка Наумовича Бернеса: неизлечимо больной, за месяц до смерти, он записал её с единственного дубля. Она стала его последним произведением и итогом творческого пути, а ещё – от имени всего военного поколения заветом нам, потомкам, беречь память о героях, павших на полях сражений за наше мирное небо. И именно песней «Журавли» мы сегодня, в 110-летний юбилей со дня рождения Марка Бернеса, завершаем цикл материалов «Их голоса приблизили Победу».

Песни тех лет, звучавшие на фронте, создавались по-разному. Что-то писалось по заданию, что-то рождалось экспромтом, навеянное теми или иными событиями, что-то – на основе художественного вымысла, а что-то имело целиком документальную основу. «Журавли» – это именно последний вариант: импульсом к созданию произведения стала реальная история, глубоко поразившая Расула Гамзатова. В конце 1960-х годов, находясь в Северной Осетии, у обочины главной трассы из Владикавказа близ села Дзуарикау он увидел памятник, изображающий скорбящую мать, склонившую голову перед семью журавлями, летящими в небо. Поэт узнал, что памятник посвящён трагической судьбе семьи Газдановых: семеро братьев ушли на фронт, и ни один из них не вернулся живым. Сердце матери не выдержало после третьей похоронки, а когда пришла последняя, седьмая, от разрыва сердца умер и отец. Эта история отозвалась болью в сердце Расула Гамзатова и вылилась в пронзительные поэтические строки. Впоследствии, будучи положенными на музыку, они стали песней, воплотившей в себе скорбь не только по семерым братьям – по всем воинам, которых матери не дождались домой... И всю эту скорбь невероятно проникновенно передал со сцены Марк Бернес. Вообще, он поразительно точно умел донести слушателю глубину трагизма песен о войне, которых, помимо «Журавлей», в его репертуаре было достаточно: «Враги сожгли родную хату», «Москвичи», «Последний урок»… И если даже «Тёмная ночь», в которой всё-таки больше лирики, чем трагизма, заставляет слушателей плакать (ранее мы рассказывали, как пластинка с этой песней вышла с браком из-за попавших на неё слёз сотрудницы студии грамзаписи), то что говорить о таких песнях, как «Журавли»!..

Но что удивительно: песня эта, хоть и безусловно печальная, не оставляет ощущения безысходного горя. Она скорее полна спокойной обречённости от осознания, что любая земная жизнь – конечна: таков закон бытия. Но светлая память живых об ушедших, наша неразрывная с ними связь – также неотъемлемая часть мироустройства, и об этом тоже слышится между строк. Уже 76 лет прошло после завершения Великой Отечественной войны – а «белые журавли», те самые «солдаты, с кровавых не пришедшие полей» из года в год смотрят на нас с портретов «Бессмертного полка» (и само шествие «Бессмертного полка» в День Победы проходит под эту песню!), а мы, теперь уже внуки их и правнуки, смотрим на них – с любовью, гордостью и бесконечной благодарностью. И, конечно, чтим память таких эпохальных исполнителей, как Бернес, чьё имя неотъемлемо от истории Великой Отечественной войны и победы в ней нашего народа.

В рамках культурно-просветительской акции «Их голоса приблизили Победу» песня «Журавли» звучит в исполнении солиста Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» Анатолия Миняйло, аккомпанирует на баяне солист эстрадно-симфонического оркестра ансамбля «Донбасс», заслуженный артист Украины Сергей Устименко.

Все выпуски проекта можно найти по хештегу #ИхГолосаПриблизилиПобеду